В этой статье описываются взрывающиеся батареи. Если возможно, следует указать причины, способы устранения и первую помощь.
Одним из основных источников энергии в автомобиле является аккумулятор. Он питает интегрированную электрическую сеть автомобиля и, что самое главное, обеспечивает запуск силовой установки.
Популярные типы АКБ
В настоящее время свинцово-кислотные батареи наиболее распространены в автомобильном транспорте.
Несмотря на использование электролита (раствор серной кислоты в дистилляте), который допускает химическую реакцию при разряде, эти батареи считаются безопасными, но только при определенных условиях.
Батареи герметизированы, чтобы максимально предотвратить утечку электролита. Однако они безопасны только при определенных условиях.
Это связано с тем, что утечка раствора кислоты в результате повреждения корпуса (например, трещины) наименее опасна. Наибольший риск представляет возможность взрыва из-за вылетающих частиц и капель электролита из корпуса.
Многие водители могут предположить, что аккумулятор не взорвется просто потому, что его конструкция не является взрывоопасной или легковоспламеняющейся, но факт, что такие случаи действительно происходят.
Как упоминалось выше, работа батарей основана на химических реакциях, которые могут привести к высвобождению взрывчатых веществ.
Примечательно, что внешний вид таких компонентов обеспечивается присутствием дистиллированной воды.
Следует отметить, что взрыв батареи возможен только при совпадении определенных факторов. Но сначала немного теории.
Теория взрыва, или почему кипит электролит
Автомобильные аккумуляторы постоянно работают в режиме разряда-разряда. Например, во время запуска стартер поглощает много энергии, но после запуска начинает работать теплообменник и восстанавливает заряд аккумулятора. Это происходит постоянно.
Во время этого процесса в аккумуляторе происходит химический окислительно-восстановительный процесс, в результате которого из обычного свинца образуется сульфат свинца.
Оксид свинца восстанавливается на катоде, а на аноде происходит окисление свинца.
Все эти процессы связаны с потреблением серной кислоты, которая снижает плотность электролита (массовая доля кислоты уменьшается по сравнению с дистиллятом).
Во время зарядки выполняются те же действия, но в обратном порядке. По мере зарядки сульфат свинца, образовавшийся в результате реакции разряда, распадается на составные части.
И даже если он полностью израсходован, реакция не прекращается, но в ней уже участвует другой компонент электролита — дистиллят.
После того как зарядка завершена и сульфат исчез, начинается процесс электролиза дистиллированной воды. При этом происходит разделение на водородный (выделяющийся на аноде) и кислородный (образующийся на катоде) компоненты. ).
Эти компоненты уже являются взрывоопасными, и их воспламенение происходит в результате взрыва батареи.
Визуально процесс электролиза напоминает кипение электролита. Многие водители руководствуются таким фактом — если аккумулятор кипит, значит, он заряжается.
Однако на практике кипение электролита представляет собой активное выделение горючих газов. Эти процессы неизбежны. Они необходимы для нормальной работы батареи. Выделение горючих газов также безопасно, если соблюдаются все меры предосторожности.
Причины взрыва АКБ
Основными причинами взрывов аккумуляторов являются скопление большого количества горючих газов и факторы, которые их воспламеняют. Выделение газов начинается тогда, когда сульфат, выделяющий свинец в головной части, полностью израсходован.
Другими словами, как только батарея восстанавливает свой заряд (расходует сульфат), начинается процесс распада воды. Поэтому основной причиной взрыва является перегрузка батареи.
Однако перегрузка может возникнуть по двум причинам: длительная зарядка аккумулятора (зарядил и забыл) и неправильная работа регулятора напряжения генератора.
По первой причине этого не произойдет, если зарядное устройство является автоматическим и прекращает подачу напряжения при полном восстановлении заряда.
И даже с таким зарядным устройством при проведении технического обслуживания необходимо полностью соблюдать все меры предосторожности.
Второй случай встречается чаще. Дело в том, что максимальное напряжение, выдаваемое генератором переменного тока в аккумулятор, не должно превышать 14,2 В. Если регулятор неисправен, то повышенное напряжение в аккумуляторе обеспечивается часто.
Кроме того, поскольку автомобильные аккумуляторы работают по кругу и систематически перегружаются, выделяется большое количество газов.
Топливные газы скапливаются под верхней крышкой аккумулятора. Чтобы избежать этого, в корпусе предусмотрена система вентиляции (отверстия в верхней части контейнера, вентиляционные трубы), предназначенная для удаления образующихся газов.
Однако небрежное использование аккумулятора часто приводит к тому, что воздушные каналы блокируются, поэтому легковоспламеняющимся компонентам негде скапливаться внутри аккумулятора.
Количество этих газов зависит от внутреннего пустого объема. Массивы электродов и электролита находятся в массиве батареи, но занимают не все пространство, а только то, в котором происходит разрядка газов.
Если аккумулятор не обслуживается, объем электролита уменьшается из-за расщепления воды, что позволяет большему количеству газа накапливаться в емкости, а незакрытый объем увеличивается, так как повышается вероятность взрыва. Долговечность также повышается.
Самовоспламенение
Сам по себе газ не может взорваться, если только не возникнет ряд факторов, которые приведут к этому. Он не часто образуется в батареях. Один из уважающих себя вариантов — смешивать его с другими материалами.
Возьмем для примера следующее. Часто двигатель не хочет ехать вперед, поэтому водитель долго крутит стартер.
Аккумулятор разряжается с большой скоростью, и все химические процессы в нем протекают интенсивно, электролит кипит и нагревается, что сопровождается обильным выделением газовой смеси.
Вовлечение водорода, скопившегося под крышкой, вызывает быстрое увеличение объема и температуры газовой смеси, что просто разрушает корпус.
Поэтому стартер не только не должен разряжать аккумулятор, но и не должен работать в течение длительного времени, так как это может привести к взрыву.
Даже если аккумулятор разряжен после длительной работы стартера, не запускайте его сразу от другого автомобиля или аккумулятора.
Если газ не воспламенился самопроизвольно, а аккумулятор остался цел, это не означает, что его нет.
Кроме того, если клеммы подключены от другого аккумулятора, вероятность искрения очень высока.
Поэтому необходимо обеспечить постоянное охлаждение разряженной батареи, чтобы скопившиеся газы могли самопроизвольно выходить.
От чего воспламеняется газ
В большинстве случаев взрыв происходит от внешнего источника — искры. И есть много мест, где это должно произойти. Искры могут возникать при внутреннем коротком замыкании, при повреждении соединения короткого замыкания, при недостаточном контакте между клеммами аккумулятора и источником питания, при замыкании клемм при наличии окисления.
Например, следует также учитывать статическое электричество и неосторожное поведение вблизи батареи. Например, не поддерживайте аккумулятор с помощью прикуривателя или спичек, когда открываете контейнер.
Водород — легковоспламеняющийся газ, и малейшей искры достаточно, чтобы произошел взрыв.
Чем опасно и как устранять последствия
Разряды батарей крайне неприятны и опасны. Полное повреждение батареи без возможности восстановления является минимальной проблемой.
Во время взрыва корпус растворяется, а осколки выстреливаются с большой скоростью, что может привести к повреждению всех людей, особенно тех, кто находится вблизи открытых участков кожи.
Выброшенные находки имеют очень острые края и могут легко привести к порезу. Однако даже это не самое опасное.
Хуже того, если батарея взрывается, происходит падение электролита, и оставшийся электролит просто переливается через край. Электролиты могут вызвать серьезные химические ожоги.
В результате необходимо принять срочные меры для устранения капель на коже.
Лучшим раствором для удаления с кожи и одежды является раствор аммиака или соды (10%). Нанесите на все участки кожи и одежду, тщательно смойте и обильно смойте проточной водой.
Капли также могут попасть в глаза, что еще хуже. В таких случаях пострадавший должен немедленно промыть глаза 5%-ным раствором вара, а затем большим количеством проточной воды.
Затем его следует доставить в больницу для оказания немедленной медицинской помощи.
Утечки электролита должны быть нейтрализованы путем обильного мытья всех поверхностей, которые соприкасались с раствором пищевой соды.
Превентивные меры
Однако это меры, которые необходимо принять в случае взрыва батареи. Чтобы избежать подобных инцидентов, гораздо проще следовать некоторым рекомендациям.
Сведение к минимуму вероятности взрыва помогает
- Поддерживайте чистоту жилья. Вентиляционные отверстия засоряются только в том случае, если батарея слишком загрязнена.
- Многие изолируют помещение, где находится батарея, на зиму. Утеплитель не должен полностью окутывать батарею, и должны быть вентиляционные отверстия.
- «Облегчайте» автомобиль очень осторожно и используйте для этого зажимы с тросами.
- Содержите клеммы аккумулятора в чистоте, без чрезмерного загрязнения или окисления, и
- Регулярно осматривайте воздуховоды и при необходимости очищайте их.
- Используйте подходящую клеммную колодку и хорошо закрепите ее вокруг клемм аккумулятора.
Также важно соблюдать меры предосторожности при обслуживании батареи.
- Не используйте открытый огонь вблизи батареи.
- Заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом помещении, и
- следите за процессом зарядки, чтобы убедиться, что аккумулятор не был перегружен в течение длительного периода времени.
- Регулярно проверяйте уровень электролита и доливайте дистиллят. Многие батареи имеют соответствующую маркировку.
- При зарядке аккумулятора отключайте его от сети, если не уверены, что дыхательные пути не перекрыты.
Все эти простые, но значимые правила не только помогают избежать возможности взрыва батареи, но и продлевают срок ее службы.