Не так давно действительно умные автомобили, способные принимать автономные решения, можно было увидеть только в кино.
Но, как известно, все фантазии умных людей рано или поздно находят свое воплощение в реальном мире.
Технологии настолько продвинулись вперед, что уже никто не удивляется появлению в автомобилях уникальных роботов-помощников.
Действительно, трудно переоценить полезность систем, описанных в этой статье.
В первую очередь они обеспечивают безопасность водителей, пассажиров и других участников дорожного движения.
Volvo City Safety
Производитель Volvo всегда славился своими уникальными разработками. И снова они не разочаровали своих поклонников.
Следует помнить, что единственная революция произошла в начале 21 века, когда была запущена система CitySafety.
С его помощью было решено решить многие проблемы, связанные с авариями на низких скоростях (перекрестки, пешеходные переходы и т.д.).
Впервые эта система была установлена в Volvo V40, но ее значение не утрачено. Многие современные модели и сегодня оснащены системой City Safety.
Система очень проста в эксплуатации. Специальный радар располагается между зеркалом заднего вида и лобовым стеклом и анализирует наличие препятствий перед автомобилем.
Расстояние управления составляет до 6 метров. Если система City Safety обнаруживает впереди препятствие, водитель должен решить, следует ли совершить маневр или замедлиться.
Если никаких действий не предпринимается, система выполняет то же действие, снижая дроссельную заслонку и активируя тормозную систему.
Последний шаг — включение аварийных мигалок. Водитель информируется о включении звуковым сигналом.
Разработчики Volvo гарантируют, что использование этой системы позволяет избежать аварий на низких скоростях. Обратите внимание, однако, что разница не должна превышать 15 км/ч.
На более высоких скоростях (до 30 км/ч) может произойти столкновение, но система сделает все необходимое для снижения скорости, тем самым минимизируя последствия аварии для участников движения.
При скорости свыше 50 км/ч система City Safety неэффективна и автоматически отключается.
Как показывает практика, это настоящее спасение в пробках, где водители могут колебаться, терять бдительность или ошибочно нажимать на педаль.
Система обнаружения пешеходов
Шведские производители также проделали большую работу над этой разработкой. Однако эта разработка является более современной и появилась в автомобилях только с 2010 года.
Действительно, обнаружение пешеходов стало продолжением городской безопасности. Роль этих «роботов» заключается в том, чтобы определить, кто находится перед автомобилем, замедлить его и минимизировать силу удара.
Идея была быстро принята, и появилось три варианта (от разных производителей).
- Система обнаружения пешеходов Volvo,.
- Передовая система обнаружения пешеходов компании TRW, и
- EyeSight для автомобилей Subaru.
Принцип работы прост: система предназначена для обнаружения пешеходов в автомобиле и для обнаружения пешеходов в автомобиле. В то же время, все вышеперечисленные системы очень похожи по конструкции и программному обеспечению.
Роль детектора пешеходов выполняют радары и видеокамеры. В то же время, последняя версия Subaru вообще не имеет радара.
Все три системы могут обнаруживать людей на расстоянии до 40 метров.
Самое интересное, что системы обрабатывают траекторию движения пешехода и рассчитывают вероятность аварии.
Опять же, система обнаружения пешеходов (или любой другой тип) ждет, пока водитель предпримет какие-либо действия. Если нет, система самостоятельно остановит автомобиль.
Разработчики утверждают, что эта разработка более эффективна на скоростях до 35 км/ч. В этом случае столкновения можно полностью избежать.
Более высокие скорости снижают тяжесть последствий аварии.
Единственным недостатком таких систем является ночная слепота. В условиях плохого освещения силуэты на дороге могут быть не различимы.
Система автоматической парковки
На сегодняшний день существует множество видеороликов с сюжетами о различных парковках, которые показывают, как система может быть использована для помощи водителям в распознавании силуэтов на дороге.
На самом деле, многие водители так и не научились парковать свои автомобили, особенно в местах с оживленным движением. Как же работает эта система?
Очень просто. В основе системы лежат три блока: блок датчиков (которые в большинстве случаев работают по ультразвуковому принципу и расположены по периметру автомобиля), блок управления (который получает и обрабатывает данные) и исполнительный механизм.
Задача последнего — вовремя повернуть руль и открыть дроссельную заслонку.
Система работает в два основных этапа. Вначале он ищет подходящее место для парковки автомобиля. Далее происходит сам процесс парковки.
Для решения первой задачи достаточно одной системы (ультразвукового датчика). Далее подключаются несколько основных блоков. Они определяют направление, скорость и траекторию движения транспортного средства.
Преимущества этой системы неоспоримы. Даже новичок может управлять сложной парковкой за считанные минуты, и ему не придется краснеть перед другими автовладельцами.
Система делает все самостоятельно — быстро и без происшествий. Кстати, тесты показывают, что профессиональные автомобилисты по-прежнему могут парковаться гораздо лучше.
Адаптивный круиз-контроль
Сама система круиз-контроля уже выглядит как отличная разработка. Но создатели Volvo (опять же, шведы здесь выделяются) пошли дальше — они дополнили существующего робота.
Настраиваемые системы круиз-контроля также завоевали популярность и используются в других автомобилях под различными названиями.
Например, Volkswagen, Audi и Honda имеют адаптивный круиз-контроль, Mercedes Distronic (Distronic Plus), Mitsubishi Distance Control и Toyota Radar Cruise Control.
Все системы очень похожи как по конструкции, так и по принципу действия. В основе лежат три устройства: привод, блок управления и датчик расстояния.
Датчики установлены на переднем бампере. Его задача — измерять расстояние до движущегося впереди автомобиля.
Преимущества инфракрасных устройств в том, что они относительно недороги и не боятся неблагоприятного физического воздействия.
Кстати, радар также часто используется для измерения расстояния.
Информация с датчиков передается на блок управления, где регистрируются следующие параметры — радиус поворота, боковое ускорение, значения угла поворота и скорость основного автомобиля и автомобиля впереди.
Этих данных достаточно для того, чтобы круиз-контроль принял правильное решение и при необходимости задействовал тормоза автомобиля.
Какова цель такой системы? Здесь все просто. На загруженной линии «круиз» малопригоден. Фактически, перед грузовиком или «чайником» вам придется переключиться на ручное управление.
В этом отношении адаптивная система действительно экономит деньги. Поэтому он эффективен в довольно широком диапазоне скоростей 30-180 км/ч.
Некоторые более продвинутые версии могут похвастаться идеальной дальностью хода от 0 до 200 км/ч.
В условиях интенсивного движения эта система позволяет полностью забыть о педалях.
Системы автоматического управления
Некоторое время назад самоуправляемые автомобили были областью научной фантастики и встречались только в фильмах. Однако две компании, Google и Robocivi, решили воплотить свои смелые идеи в реальность.
Например, компания Google уже приближается к финальной стадии разработки беспилотного автомобиля.
Об этой разработке мало что известно, поскольку она еще не применялась в серийной модели. Однако кое-что уже готовится. В основе «робота» лежат два устройства.
Принцип работы прост. Имеется система управления, блок управления и три блока датчиков.
Конечно, в такой сложной системе количество датчиков должно быть большим.
- видеокамеры (для наблюдения за пешеходами и недвижимыми объектами); и
- Оптические датчики (для создания трехмерного изображения в радиусе 60 метров), и
- GPS-датчики (для определения местоположения транспортного средства); и
- Радар (для обнаружения объектов вокруг точек интереса); и
- датчики движения (для определения скорости, направления и наличия качения транспортного средства).
Конечно, до реального внедрения этой системы еще далеко, но сама идея очень перспективна.
Разработчики все еще работают над проблемой плохой погоды, такой как дождь или туман, когда система не может распознать определенные дорожные знаки. Однако работа еще продолжается, и результаты обнадеживают.
Выводы
Сегодня великие умы человечества уже достигли столь многого, что трудно предсказать, что будет дальше.
Через несколько десятилетий понятие водителя может исчезнуть из нашей повседневной жизни. Тенденция уже видна невооруженным глазом.