Сегодня мы поговорим об автомобильных утечках, о том, что их вызывает, как их измерить мультиметром и как с ними бороться.
Потребление электроэнергии современным автомобилем
Современные автомобили оснащены очень электрическим оборудованием, таким как множество ламп, электромоторы Windows, автомагнитолы или мультимедийные системы.
Также электрические двигатели для систем кондиционирования и отопления, систем сигнализации и многого другого.
Все это питается от аккумулятора, если только двигатель не работает.
Следует отметить, что некоторые приборы в сети автомобиля потребляют энергию аккумулятора даже в отключенном состоянии.
Стереосистема автомобиля имеет память, в которой хранятся настройки, как и блок управления питанием инжектора, не говоря уже о сигнализации, которая начинает работать после парковки.
Другими словами, аккумулятор сохраняет энергию во время стоянки.
В отсутствие сети ошибок расход энергии аккумулятора во время парковки незначителен и не может особо повлиять на работу аккумулятора.
Однако, если после ночной стоянки аккумулятор разряжен и двигатель не удается запустить, возможно, имеет место утечка.
Другой вариант такой неисправности — аккумулятор исчерпал свой ресурс и больше не может поддерживать энергию в течение длительного времени.
Однако если батарея новая и была оставлена на короткой стоянке, следует поискать место утечки.
Из-за чего может быть утечка?
Утечки тока во встроенной сети автомобиля могут быть вызваны различными причинами.
-
Длительная эксплуатация машины привела к тому, что изоляция на проводке в каком-то месте протерлась, разрушилась и т. д. В таком случае оголенный провод касается кузова авто, являющегося массой, из-за чего происходит «переполюсовка» и потеря тока;
Как уже упоминалось, потребление энергии аккумулятором от различных электроприборов происходит даже когда автомобиль припаркован, но потребление энергии невелико, и на работу аккумулятора это потребление практически не влияет. Например, устройства видеозаписи работают в режиме ожидания.
Однако если автомобиль не заводится или заводится с трудом из-за севшего аккумулятора, значит, имеется утечка электроэнергии и необходимо проверить электрическую систему.
Проверка сети на наличие утечки
Для управления им требуется не так уж много — амперметр или мультиметр с измерением мощности до 10 А, набор ключей и хлопчатобумажная перчатка.
Что касается автомобиля, перед проверкой автомобильной сети выключите двигатель и отсоедините все электроприборы.
Это означает, что кондиционер, который является радиоприемником, должен быть выключен, чтобы проверить, горят ли лампы.
В целом, все должно быть сделано так, как если бы автомобиль был припаркован, но доступ к аккумулятору должен быть обеспечен.
Важно убедиться, что перед подсчетом не осталось ни одного потребителя энергии.
Ток утечки обычно контролируется на отрицательном полюсе батареи. Ослабьте отрицательную клемму аккумулятора и снимите ее с клеммы.
Положительная клемма остается подключенной. Следующий шаг — подключение оборудования.
Один датчик мультиметра или амперметра должен располагаться на отрицательной клемме аккумулятора, а другой датчик — на съемной клеммной колодке.
Полярность не имеет значения, если тест проводится через отрицательную клемму. При подключении потребляемая мощность отображается на экране.
Нормальный расход батареи составляет 15-70 МА, но для некоторых автомобилей допускается 70-80 МА.
Этот диапазон определяется количеством приборов — как минимум, например, автомобиль с карбюратором, имеющий только базовое электрооборудование и не оснащенный системой сигнализации, будет иметь более низкое энергопотребление.
С другой стороны, если на автомобиль нанесено напыление и он оснащен мультимедийной системой, потребление энергии будет выше.
Если измерение тока утечки в норме, следует обратить внимание на состояние батареи.
С другой стороны, если оборудование показывает повышенное потребление, тестирование следует продолжить.
Дальнейшие измерения относительно просты, но требуют доступа к блоку предохранителей.
Извлекайте по одному предохранителю из блока предохранителей и измеряйте утечку после каждого из них.
Если после удаления очередного предохранителя утечка уменьшается до нормального знака, это означает, что увеличение энергопотребления связано с отраслью, за которую отвечает удаленный предохранитель.
Необходимо лишь определить по схеме электроустановки, какие устройства обслуживаются данной конкретной «веткой», а затем осмотреть проводку и проверить работу прибора.
Проверка некоторых элементов сети
Если извлечение предохранителя не помогло определить причину утечки электроэнергии, потери могут быть вызваны элементами, не подключенными через страховку.
К таким предметам относятся.
- Стартер.
- Альтернаторы, и
- элементы системы зажигания.
Чтобы выяснить, какой из них поврежден и вызывает расход батареи, следует внимательно осмотреть проводку к этим элементам и поочередно отсоединять кабели, пока эти действия не дадут результат — потребление энергии снизится до необходимого предела.
Тот же мультиметр можно использовать для быстрой проверки генератора переменного тока, одной из основ сети автомобиля.
Если он неисправен, то не только повреждает аккумулятор, но и потребляет энергию во время стоянки.
Для управления генератором переменного тока необходимо использовать мультиметр с диапазоном измерения до 20 В.
Для управления генератором переменного тока датчик мультиметра должен быть подключен к клемме кабеля аккумулятора.
После подключения на экране отображается цена заряда батареи.
Затем включите силовую установку, отрегулируйте среднюю скорость и включите фары.
Далее следует проверить индикатор громкости. Если генератор работает, мультиметр должен показывать 13,5-14,5 В при определенных условиях.
Если это значение меньше, генератор следует проверить более тщательно.
Также следует проверить энергопотребление системы сигнализации.
Для этого поставьте автомобиль на сигнализацию, сразу же проверьте текущий расход и запишите цену.
Затем посчитайте еще раз, но не более пяти минут. Это время, необходимое для перехода сигнализации в режим ожидания.
В этом режиме потребляется меньше энергии, поэтому если вы подождете пять минут перед подсчетом, потребление энергии должно быть снижено.
Если поглощение тока не уменьшается, необходимо убедиться, что сигнализация подключена правильно.
Пара советов от бывалых автолюбителей
Нет необходимости измерять утечку на «отрицательную» клемму. Можно проверить встроенную сеть и «положительную» клемму.
Процедура практически идентична — снимите зачищенную пленку с положительного полюса батареи.
К ним подключается детектор и производится измерение. Однако, если при измерении отрицательной клеммы полярность не имеет значения, важно правильно подключить положительную клемму — отрицательный датчик подключается только к клемме кабеля, а положительный датчик подключается к клемме аккумулятора.
Здесь важно не изменить полярность. Невыполнение этого требования может привести к повреждению устройства.
Перед проведением измерений лучше всего открыть окна автомобиля и не оставлять ключи в стартере.
Дело в том, что если отсоединить клеммы от аккумулятора, можно активировать систему центрального замка, тем самым заблокировав автомобиль.
Использование открытого окна и ключа в кармане позволяет избежать неприятного состояния запертого автомобиля.
Подводим итоги
Наконец, обратите внимание, что при малейшем признаке увеличения утечки энергии необходимо немедленно принять меры и провести все измерения, чтобы выявить и устранить причину проблемы.
В противном случае систематическая разрядка аккумулятора может значительно сократить срок его службы, и вы можете «мучиться» с двигателем, который не заводится каждое утро, что не очень весело.