Система зажигания автомобиля ВАЗ 2109 предназначена для воспламенения топливной смеси в камере сгорания цилиндра двигателя в нужный момент, без чего вся электрическая система автомобиля потеряла бы свое значение.
Классификация систем зажигания
Типы систем зажигания можно разделить на
- Контакт,.
- Бесконтактный,.
- контакт транзистора.
Все эти системы зажигания питаются от аккумулятора или генератора переменного тока и являются наиболее распространенными.
Они отличаются по следующим параметрам
- Индуктивный — электричество концентрируется в магнитном поле, и
- Емкостный — электричество накапливается в электрическом поле.
Разница здесь заключается в том, где накапливается электричество, а затем подается на свечу зажигания.
Контактная СЗ
Питание зажигания в этой системе подается от аккумулятора или генератора переменного тока (в основном) — это классическая система.
Однако со временем контактные системы зажигания стали ненадежными.
Это было вызвано появлением более современных двигателей с другими топливными смесями и большим количеством цилиндров, работающих уже в других условиях нагрузки.
Поэтому к середине 1960-х годов контактная система зажигания полностью утратила свою полезность и была заменена транзисторной системой зажигания.
Контактно-транзисторная система зажигания
Это среднее звено между контактным (традиционным SP и современным электронным зажиганием).
Большая часть этой информации скучна и неинтересна, поэтому мы не будем углубляться в дебри принципов работы этой системы зажигания.
Обратите внимание, что в транзисторной контактной системе вы не найдете конденсаторов, используемых в обычных СП. Это связано с тем, что низкий ток 0,5 А устраняет необходимость в конденсаторе (искра не образуется). (при размыкании и замыкании контактов).
Стоит также отметить, что Classic SP, устанавливаемый каждые 10 000 км для очистки контактов, служит автомобилю 35-45 000 км.
Благодаря тому, что установленный транзистор NW с контактными площадками время от времени увеличивается, срок службы системы зажигания продлевается до 100 000 км пробега автомобиля, а чистка контактов не требуется.
Это достигается благодаря интегрированным альтернативам, которые не существуют в классической системе, и рассматривать их принцип не имеет смысла.
Однако все еще существуют проблемы и следующие недостатки
- Запорный механизм требует регулярной регулировки зазора между контактами. Это связано с тем, что если зазор расположен неправильно, это повлияет на индикацию начального угла.
- Контакты постоянно загрязнены и окислены, поэтому их необходимо регулярно чистить.
- Возможные эффекты тюнинга привели к тому, что были введены ограничения на максимальные обороты двигателя. Как правило, для четырехцилиндровых двигателей это значение не превышает 6 000 об/мин.
Бесконтактно — транзисторную систему зажигания (БТСЗ)
В следующем разделе описана система зажигания ВАЗ 2109. Данная модель автомобиля ВАЗ имеет бесконтактную систему зажигания, которая используется с середины 80-х годов.
В этой системе механизм отключения был заменен более сложным датчиком приближения, который непосредственно и точно определял скорость и угол поворота коленчатого вала двигателя.
В отличие от предыдущей системы зажигания, которая полагалась на совместную работу механических компонентов, новая система зажигания была основана на электрических импульсах, генерируемых бесконтактным датчиком. Но сначала по очереди.
Полезно знать — как отрегулировать зажигание на автомобиле ВАЗ2109 с карбюраторным двигателем и форсунками своими руками.
Короткое знакомство — преимущества
Как уже упоминалось выше, система зажигания автомобиля ВАЗ2109 представляет собой бесконтактный транзистор.
За время своего существования этот СП доказал свою высокую надежность, несмотря на то, что он может генерировать большое количество энергии до 50 Дж, а напряжение пробоя может достигать более 30 кВ. Эффективность СЗЗ без транзисторных контактов считается очень высокой.
Преимущества этого типа SP:.
- Если SP оснащен датчиком Холла, то на величину энергии искры не влияет ни частота двигателя, ни величина напряжения в электрической системе автомобиля. Это происходит потому, что время концентрации энергии в катушке зажигания всегда постоянно, что является одной из причин высокой эффективности этой системы зажигания.
- Поскольку между контактами нет прямого механического взаимодействия, контакты не горят и не загрязняются, и их не нужно чистить.
- Нет необходимости настраивать контакты. Одна из причин заключается в том, что контактов не существует.
- Механическое воздействие компонентов системы сведено к минимуму, что позволяет избежать вибрации ротора, эффекта подстройки и неравномерного распределения искры в свече зажигания.
- Благодаря стабильно высокой энергоемкости свечи зажигания, которая может достигать 50 Дж, воспламенение топливной смеси в цилиндре происходит без проблем. Это особенно заметно при разгоне, когда все происходит плавно и стабильно, без рывков.
- Расход топлива увеличивается примерно на 5 %, а выбросы СО снижаются примерно на 20-25 %.
- В холодную погоду холодный двигатель запускается стабильнее, чем при других системах зажигания, даже если аккумулятор разряжен до 6 В.
Устройство БТСЗ
Система зажигания ВАЗ2109 состоит из.
- Консультант 3620.3734,.
- Свеча зажигания A17DVR,.
- Датчик распределителя 40.3706,.
- Катушка зажигания 27.3705,.
- выключатель зажигания,.
- -блокирующее устройство, которое предотвращает запуск до полного выключения зажигания.
- -блокировка — устройство защиты от кражи.
Конструктивные особенности и принцип работы:.
- Принцип действия системы зажигания ВАЗ 2109 основан на эффекте Холла.
- Распределительный вал датчика получает крутящий момент от распределительного вала двигателя и установлен горизонтально.
- Когда ключ зажигания поворачивается влево для выключения двигателя, система зажигания автоматически выключается через 2-8 секунд.
- При работе НЗ ток переключения равен, если напряжение сети находится в диапазоне 6-18 В.
- При низких оборотах двигателя специальная система, встроенная в датчик, регулирует время накопления электричества в катушке зажигания и ограничивает подачу тока.
Система зажигания ВАЗ2109 работает при напряжении до 26 кВ, с длительностью искрового разряда от 1,6 до 2,0 мс, во время которого выделяется от 35 до 50 МДж энергии.
- Имеются два типа таймеров зажигания: вакуумные и центробежные.
- Датчик импульсов напряжения регулирует работу выключателя.
Момент искрообразования
Искрообразование в системе зажигания ВАЗ2109 происходит следующим образом.
- При вращении вала распределителя зажигания вращается рифленый щиток цилиндрической формы с частично металлической внутренней поверхностью. При вращении этот щит образует электромагнитное поле.
- Наибольший сигнал датчика возникает, когда металлическая часть экрана оказывается в зазоре микродиаметра; меньший сигнал датчика возникает, когда металлическая часть экрана в рабочем зазоре отсутствует.
- Момент изменения уровня сигнала с более высокого на более низкий длится всего 1-5 микросекунд, и за это время образуется искра.
Конечно, процесс искрения более сложен и зависит от геометрии щелей на экране, но нет смысла объяснять сложный природный процесс так, как он непонятен многим людям.
Роль коммутатора
Электронная передача играет важную роль в системе зажигания Ваз 2109.
- Стабилизация тока при пиках напряжения составляет от 6 до 18 В.
- Создает импульсы питания необходимой ширины и длительности для катушки зажигания.
- Защищает от перегрузки полупроводниковые компоненты и предотвращает их сгорание.
- Отключает систему зажигания при остановке двигателя и качании.
Порядок обслуживания СЗ
Система зажигания ВАЗ 2109, как и другие узлы и агрегаты автомобиля, должна регулярно обслуживаться.
Несвоевременное техническое обслуживание может привести к:.
- Потеря надежности системы зажигания, что, как правило, свидетельствует о частых повреждениях ее работы и
- снижение производительности во время работы; и
- резкое увеличение расхода топлива, и
- своевременное обнаружение распыления компонентов SP, что может привести к более серьезным повреждениям.
Техническое обслуживание должно проводиться постоянно с интервалами, указанными в техническом паспорте автомобиля.
Система зажигания ВАЗ 2109 содержит достаточное количество различных электронных элементов, которые в процессе своей работы генерируют очень высокое напряжение, поэтому в целях безопасности и во избежание возможности выхода из строя критических электронных компонентов, соблюдение следующих правил является обязательным
- Не прикасайтесь к катушкам зажигания, жилью путешественника или высоковольтным проводам во время работы двигателя.
- Не используйте метод «Искра» для контроля всей цепи зажигания для правильной работы. Это не только приводит к повреждению, но и может привести к повреждению всей системы зажигания.
- Не запускайте автомобиль методом искры между клеммами датчика центрального распределения и высоковольтным кабелем.
Задачи по техническому обслуживанию просты и включают в себя
- Очистите или замените свечу зажигания.
- Проверьте и закрепите изоляцию кабеля, и
- Проверьте момент зажигания и правильность установки, а также
- Очистка от грязи со всех сторон крышки ротора и датчика распределителя; и
- очистка электродов на токоведущей пластине ротора и боковых клеммах; и
- Проверьте крепление всех компонентов системы зажигания, обратите внимание на защитные крышки, не допускайте образования трещин
- Проверьте крепление всех типов кабелей. Не вешайте их.
Проверка системы зажигания
С теоретической точки зрения напомним, что воспламенение моторной смеси в двигателе происходит за счет свечения от свечей зажигания.
Однако следует понимать, что зажигание должно происходить в конкретной точке, при конкретном положении поршня относительно верхней мертвой точки.
Для поддержания правильного момента зажигания существует так называемая синхронизация зажигания.
Для выполнения этих задач на автомобиле Ваз 2109 на кожухе сцепления нанесена специальная шкала, а на маховике — метки.
Когда шкала смещается на один градус, коленчатый вал поворачивается на один градус.
Шкала картера имеет самую длинную метку в центре. Для регулировки 1 и 4 цилиндров двигателя в TDC (верхняя мертвая точка) самая длинная метка должна быть совмещена со знаком маховика.
Нормальные значения показаны на скриншоте.
Использование стробоскопа для проверки зажигания
Наиболее приемлемым способом проверки зажигания на автомобиле Ваз 2109 является использование стробоскопа.
Название этого устройства пугает некоторых водителей, но в его работе нет ничего сложного.
Чтобы проверить, что вам нужно сделать:.
- Подключите «+» кабель к «+», а «-» кабель к » — » — » АКБ к штробоскопу, кабель датчика устройства подключается к высоковольтному кабелю, подходящему к первому цилиндру.
- Запустите автомобиль с неработающим двигателем. Луч света вспыхивает от стробоскопа прямо в картер.
- Если риска на картере сцепления совпадает со знаком на маховике, то момент зажигания установлен правильно. Это соответствует начальному углу движения.
Для изменения угла опережения зажигания (момента зажигания) выполните следующие действия
- Посмотрите на крышку датчика на распределителе и
- Чтобы увеличить момент зажигания, поверните корпус датчика распределения по часовой стрелке.
- Чтобы уменьшить момент зажигания, поверните против часовой стрелки.
Датчик-распределитель зажигания
Распределитель зажигания ВАЗ 2109 имеет двойное управление.
- Переориентация искрообразования на валике двигателя,…
- Определяет правильный момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала.
Перенаправление искровых образований на ролики осуществляется ротором и самой крышкой распределителя.
Крышка распределителя имеет две клеммы (внешний контакт и центральный контакт), содержащие сопротивление 5-6 гребенок.
Напряжение подается на ротор катушкой зажигания через центральный контакт с помощью специальных угольных электродов.
При вращении ротора импульсы питания определенной частоты направляются через внешний контакт к боковым электродам на крышке распределителя зажигания.
С бокового электрода импульсное напряжение направляется непосредственно на свечу зажигания через высоковольтный кабель.
Стоит отметить, что угольный электрод должен свободно перемещаться по крышке. Если их заблокировать, они быстро сгорают. Поэтому износ угольного электрода должен контролироваться и не превышать 0,5 мм.
Для систем зажигания ВАЗ-2109 используются специальные высоковольтные синие провода, отличающиеся высоким пробивным напряжением 30 кВ.
Многие слышали о понятиях раннего и позднего зажигания.
Раннее зажигание — это когда момент зажигания больше нормального и искрообразование происходит задолго до того, как плунжер достигнет верхней мертвой точки.
Задержка зажигания характеризуется тем, что зажигание происходит позже, когда плунжер достиг или уже прошел ТДЦ. Это означает, что момент зажигания намного короче, чем стандартный момент зажигания.
В зависимости от частоты вращения коленчатого вала и скорости нагрузки двигателя угол распространения фазы зажигания изменяется и должен регулироваться буквально «в пол».
Для этого предусмотрены коэффициенты центробежной корректировки.
Угол установки момента зажигания изменяется в пределах от 30 до 40 градусов в зависимости от угла поворота коленчатого вала двигателя.
Если у вас есть хоть какие-то знания по физике из школы, вы должны знать о центробежных силах. Это природное явление лежит в основе принципа действия центробежных регулирующих факторов.
При вращении центробежные силы заставляют регуляторы удалять грузы друг от друга и вращать ротор при вращении шпинделя.
Пружины на изображении имеют разную жесткость для обеспечения правильного момента зажигания для определенных оборотов двигателя.
Вакуумный регулятор
В зависимости от того, насколько сильно открывается дроссельная заслонка или увеличивается нагрузка на двигатель, вакуумный регулятор изменяет угол установки момента зажигания, поэтому максимальное значение угла установки момента зажигания на ВАЗ 2109 должно находиться в диапазоне 20-24 градусов коленчатого вала двигателя.
- При увеличении нагрузки на двигатель и нажатии на педаль дроссельной заслонки, дроссельная заслонка открывается и
- Вакуум снижается в одной из квартир с вакуумным режимом.
- Уменьшение вакуума в камере вызывает движение тягового стержня спринклера.
- Уменьшение вакуума в камере вызывает движение нити, увлекая за собой пластину и вращая измельчитель, тем самым уменьшая угол выталкивания запальника.
- При уменьшении нагрузки дроссельная заслонка закрывается, разбавление камеры увеличивается, и процесс идет в обратном направлении.
Искровые свечи зажигания
В системе зажигания ВАЗ-2109 используются свечи зажигания А17ДВР и А17ДВРМ.
Важность свечей зажигания в общей системе зажигания автомобиля нельзя недооценивать.
Многие таможенные справочники остались от прежних эпох, но иметь при себе серию свечей зажигания — не лишнее. Современные пробки настолько надежны, что могут стать ненужными, но преодолеть каждую привычку не так просто.
В процессе эксплуатации свечи зажигания подвергаются огромному спектру нагрузок, проявляющихся в виде высоких рабочих температур, механических, электрических и химических воздействий.
Например, в камерах сгорания рабочие температуры составляют от 60 до 2 800 градусов Цельсия, давление до 10 МПа и напряжение до 30 кВ. Свечи зажигания.
В течение срока службы свечи зажигания нагар накапливается во всех ее деталях, что приводит к потере мощности, а зазор между контактами в свече зажигания может увеличиться с 0,012 до более чем 0,016 мм на 1 000 километров пробега.
Свечи зажигания позволяют просто диагностировать состояние двигателя, но, как правило, на свечи зажигания обращают внимание только тогда, когда двигатель начинает давать сбои или когда приходит время планового технического обслуживания.
Двигатель находится в хорошем состоянии.
- На резьбе нет нагара.
- Отличная сессия, с темными губами.
- Все электроды имеют светло-серый, светло-коричневый, белый или светло-желтый цвет.
Признаки неисправности двигателя:.
- На резьбе имеются остатки масла или бензина.
- Черный цвет с вкраплениями на ободах, и
- Все электроды имеют темно-коричневый цвет, и
- Свечи зажигания мокрые от темного нагара, и
- Темные губы на внешней стороне пробки (если пробка не герметична).
Использование в системе зажигания ВАЗ 2109 A17DVRM с использованием только свечей зажигания не является панацеей. Конечно, существуют альтернативы, но чтобы выбрать свечу зажигания для своего автомобиля, нужно знать, как это сделать правильно. Ознакомьтесь с этими понятиями:.
- Что такое теплые и холодные свечи зажигания, в каких двигателях используются, какие
- Что такое фактор вспышки
- степень сжатия и многие другие показатели?
Поэтому перед заменой рекомендованных заводом свечей зажигания обратитесь к специалисту, если вы не знаете об этих проблемах.
Катушка зажигания
На автомобиле ВАЗ 2109 установлена катушка зажигания на основе разомкнутой магнитной цепи.
Как и большинство катушек зажигания, 27.3705 состоит из сердечника, первичной обмотки и вторичной обмотки. Корпус катушки заполнен трансформаторным маслом.
Особенностью конструкции этой катушки зажигания является наличие одноразового аварийного клапана. Этот клапан срабатывает только в том случае, если давление масла в корпусе превышает нормальное значение.
Если клапан срабатывает, необходимо немедленно заменить катушку зажигания. Если такой клапан отсутствует, это приведет к поломке катушки.
Неисправности катушки зажигания
Наиболее распространенными ошибками являются.
- Ошибки между частотой вращения первичной и вторичной катушек, и
- обрыв в первичной или вторичной обмотке, и
- Повреждение изоляции вторичной обмотки в корпусе катушки.
Основные признаки неисправной катушки зажигания:.
- На крышке видны следы утечки масла, но
- Трещины или сколы в покрытии; и
- неточные показания измерителя сопротивления (читать далее).
При обнаружении этой проблемы необходимо заменить катушку зажигания.
Проверка сопротивления в 1 – й и 2 – й обмотках
Для выполнения этой задачи необходим измеритель сопротивления и температура окружающей среды 20-25°C.
Подключите измеритель сопротивления к клеммам левой и правой катушек, на дисплее должно быть 0,4-0,5 Ом. Если обнаружены какие-либо другие признаки, катушку следует заменить на новую.
Для проверки подключите провода измерителя сопротивления к клемме B и клемме высокого напряжения в середине катушки. Температура одинаковая 20-25 °C. Показания измерителя сопротивления должны составлять 4,5 — 5,5 кОм. Если нет, катушка заменяется на новую.
Сопротивление изоляции «тела».
Очень просто: подключите один кабель измерителя сопротивления к корпусу катушки, а второй последовательно подключите к каждой клемме. Показания измерителя сопротивления во всех случаях должны быть не менее 50 метров. Если показания отличаются, замените катушку.
Система зажигания ВАЗ2109 не сложна по конструкции, но принцип ее работы основан на сложных электрофизических явлениях, поэтому к регулировке и обслуживанию зажигания нужно подходить с осторожностью и ноу-хау.
Микроскопические ошибки могут привести к сбоям в работе двигателя, повышенному расходу топлива и снижению отзывчивости автомобиля, поэтому эти задачи должны быть делегированы специалистам.
Проверка системы зажигания автомобиля ВАЗ2109 — видео Наиля Полошина.