Чтобы понять, почему рулевое колесо жесткое, необходимо определить, какой тип системы управления рулевым колесом установлен на автомобиле. Рулевое колесо с обычной тягой, дополненное гидравлическим и электрогидравлическим рулевым колесом, комбинированное рулевое колесо. Электрогидравлический руль или рулевое колесо. Давайте рассмотрим первые четыре наиболее распространенных случая.
Сначала остановимся на общих причинах тугого руля и распределим их в зависимости от типа рулевого управления. Мы остановимся на автомобилях Ваз 2105, 2106 (и других моделях этой серии), 2109, Chevrolet Lacetti, BMW E39, Mazda 3, Volvo XC90, Renault Simbol и Газель.
Однако важно понимать, что усилие на рулевом колесе контролируется только при движении автомобиля или при повороте передних колес. Если автомобиль неподвижен, на компоненты рулевого управления оказывается большее давление. Это особенно опасно для заднеприводных автомобилей. Ваз Классик. рулевая стойка крепится к боковой стойке и при высоких нагрузках может треснуть.
Общие причины
Существует несколько причин, не зависящих от типа и состояния компонентов рулевого управления, таких как низкое давление в шинах, неправильное схождение колес или нарушение геометрии кузова.
В первом случае большие контактные поверхности шин начинают затягиваться, увеличивая нагрузку на рулевое колесо, а также повышая износ шин. В последнем случае к этой неисправности также может привести неправильная регулировка колес. Влияние геометрии тела будет рассмотрено позже.
Также стоит обратить внимание на подшипники рулевого колеса, как показано ниже на примере Nissan Primera. Износ крышек от пыли и ржавчины и необходимость прилагать большее усилие при вращении.
Также важно понимать, что если на автомобиле установлены другие шины, более крупные и широкие, чем передние, то руль будет более тугим, что вполне естественно.
Также стоит обратить внимание на пауки рулевых стоек. В зависимости от рисунка, их может быть один или два (нижний, верхний). Суставы могут быть заблокированы. Или же, если автомобиль новый, некоторое время трудно поворачивать рулевое колесо.
Обратите внимание на пыльник кардана, например, на Toyota Cardina 2.0 MT 4WD full.
Если он оторван, замените его. Замените его, так как попадание туда воды и грязи за короткое время приведет к плохим результатам. Первым признаком наличия проблемы с поперечной балкой является близкое вращение рулевого колеса с круговыми рывками.
Различное поведение рулевого управления также может быть результатом линейного расширения компонентов. Как правило, это относится к поперечным балкам, при условии правильных допусков и подгонки комплектующих. После нагрева или охлаждения рулевое колесо не вращается плавно и легко блокируется.
С другой стороны, при неправильных настройках, а это относится к беспощадным запасным частям, рулевое колесо будет поворачиваться и жестко блокироваться при холодном и прогретом двигателе.
Рулевое управление с гидроусилителем руля
Большинство современных автомобилей, например, Chevrolet Raketti, Volvo XC90, BMW E39 (не все модели), Renault Symbol, Газель Газ-3302 (не все модели — последняя имеет ESD) оснащены гидравлической системой рулевого управления. Именно его эксплуатационные неисправности могут привести к тому, что для управления автомобилем потребуется приложить немало усилий.
Уровень и состояние масла.
Первое, на что следует обратить внимание при тугом рулевом колесе, — это наличие и состояние масла в емкости для гидравлического масла. Низкий уровень является наиболее вероятной причиной проблемы. Однако имейте в виду, что уровень может отличаться при теплой жидкости от холодной.
Важно выяснить, почему это происходит.
- Естественные утечки (резервуар долгое время не видели); или
- Утечки из-за изношенных или поврежденных уплотнений, труб и т.д.
Если уровень масла в баке минимален, рекомендуется избегать дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком состоянии, так как это может привести к повреждению насоса. В качестве окончательного решения можно снять ленту движения CPS и убрать или вызвать кран.
Также обратите внимание на состояние масла и спросите себя: когда оно было заменено и какое масло было залито? Ее простое изменение, возможно, решило проблему. Однако важно не экспериментировать, а использовать смазку, указанную в руководстве для конкретной модели автомобиля.
Воздух в системе
Воздух может попасть в гидравлическую систему усилителя по разным причинам. Основной из них — неправильная замена гидравлической жидкости (масла).
Очевидно, что пузырьки воздуха в системе могут негативно влиять на передачу усилия за счет снижения давления, что приводит к жесткости рулевого управления.
Для решения проблемы достаточно полностью повернуть рулевое колесо вправо и периодически влево вместе с двигателем. Это обновляет все масло в расширительном бачке и заставляет воздух выйти наружу.
Теннисный руль с гидравлическим приводом
Проверьте состояние ремня движения CPS. Часто в случае сползания, сопровождающегося свистящим звуком, насос не подает в систему нужное давление. Это приводит к перекосу рулевого колеса.
Перетянутый ремень создает ненужную нагрузку на вал движения, что приводит к быстрому износу подшипников и снижению производительности насоса и двигателя.
Если ремни натянуты правильно, но быстро приходят в негодность, снимите их со шкивов и включите. Он должен вращаться свободно, без трещин или блокировки. В противном случае необходимо заменить подшипники.
Схема ремня ГРМ УАЗ Патриот показана ниже.
Крепкое масло.
Зимой, когда тугой руль начинает вращаться, обратите внимание на состояние масла в бачке. Если он слишком толстый, то не подходит для определенных условий эксплуатации.
Убедитесь, что рабочая жидкость полностью соответствует рекомендациям производителя. При необходимости замените на другую жидкость, проконсультировавшись со специалистом мастерской.
Антифриз в гидравлических рулевых колесах
Временное восстановление гидравлического рулевого колеса может быть выполнено с помощью специального герметика. Это обусловлено его свойствами и присадками, которые сдерживают функции гидравлической системы и устраняют утечки системы.
Однако есть и другая сторона медали. Неправильное применение или использование контрафактной продукции может изменить вязкость и эксплуатационные характеристики масла, в результате чего оно станет более вязким и придется прилагать больше усилий при движении автомобиля.
Проблему можно решить, изменив масло и источник утечки и избегая использования герметиков.
Засоренные фильтры CPS.
Проверьте гидравлическую систему данной модели автомобиля на предмет засорения масляного фильтра. Обычно он находится в контейнере для масла. Первым признаком засора является затягивание руля, когда двигатель еще не прогрет.
Это происходит потому, что еще холодное и вязкое масло с трудом проходит через фильтр. В этом случае проблема устраняется, так как он уже нагрелся и стал более текучим.
Клапаны регулирования давления
Клапаны могут перестать работать по разным причинам, начиная от незначительных засоров и заканчивая смещением поршня в результате механического воздействия на корпус клапана. Во время замены насоса.
Если давление в системе падает, стоит проверить состояние этого клапана.
Давление вытеснения насоса.
Если давление в системе низкое, при нормальном уровне масла, достаточном натяжении приводного ремня, отсутствии изгибов трубопровода и полном клапане, насос CPS может работать на пределе своих возможностей из-за износа компонентов. Эта проблема может быть решена только путем ремонта или замены.
Потеря мощности двигателя при поворотах
Рулевое колесо может начать затягиваться только при повороте руля, и эта проблема может не проявляться при движении прямо. В то же время, мощность двигателя «падает» во время поворотов.
Все это связано с решеткой рулевого колеса. Эта проблема полностью раскрыта в разделе VAZ2109.
В некоторых моделях тугое рулевое управление вызвано другими причинами. Например, на Volvo xc90 проблема может быть вызвана износом кольцевых канавок в редукционном клапане FO044VALVE, в результате чего лопасти ротора не скользят. Замена клапана может спасти ситуацию без замены всего насоса.
Однако сложность здесь заключается в том, что CPS необходимо удалить. Чтобы упростить процесс, необходима отвертка с насадкой ‘Torex 50’.
Рулевая рейка
Они являются неотъемлемой частью системы управления на рулевом колесе автомобиля. Они были разработаны именно для облегчения перемещения его компонентов, рулевой тяги, CPS, ESD и других типов усилителей. Последний может быть установлен на автомобиле, а может и не быть.
В последнем случае автомобиль движется только потому, что водитель естественным образом воздействует на рулевое колесо, а крутящий момент впоследствии преобразуется в поступательное движение рулевой рейки.
Это преобразование происходит через решетки, и, поскольку решетки затянуты, рулевое колесо ощущается более жестким.
Эта проблема легко решается путем ослабления регулировочных винтов почти на всех рулевых колесах или рулевых механизмах. В случае с ВАЗ2105.
Некоторые примеры.
ВАЗ 2105, 2106, 2107.
Первое, на что следует обратить внимание на ВАЗ 2105, 2106, 2107 и других автомобилях этого модельного ряда — тугой рулевой редуктор (колонка), особенно при вывернутых наружу передних колесах.
Визуально осмотрите устройство на предмет утечек масла из уплотнений. Проверьте уровень трансмиссионного масла через маслозаливную пробку (контрольную пробку). Убедитесь, что рулевая колонка правильно отрегулирована и не заблокирована.
Следующее, что вам нужно сделать, это проверить состояние шаровых шарниров. Есть четыре вверху и внизу и по два с каждой стороны. Если они изношены и имеют люфт, это также может повлиять на увеличение усилия при повороте рулевого колеса.
Затем проверьте, не ослаблены ли один или оба шаровых шарнира. Для этого отсоедините концевые разъемы рулевого колеса от колонки. Это делается для того, чтобы суставы могли свободно вращаться.
Если шарнир вращается с силой и с ударным шумом, шаровой шарнир заблокирован и подлежит замене.
Затем снимите рулевую тягу и подвигайте ее рукой, чтобы проверить ножничные уплотнения с каждой стороны. Они должны работать свободно, без скрипа. Если этого не происходит, замените их. Например, капроновые кольца могут заклинить из-за недостаточной центровки.
Еще лучше заменить маятниковое кольцо на подшипник. Вскоре ручку будет легче повернуть.
Также проверьте шатунные наконечники на наличие люфта. Если руль новый, то некоторое время может быть трудно управлять им, пока ручка не станет гладкой и легкой.
Угол наклона балки (ролика).
Вам может быть интересно, какое отношение к этому имеют носовой винт и руль. Как правило, угол наклона балки (положительный или отрицательный) определяется производителем и не меняется при регулировке колеса.
Однако этот параметр может быть изменен в ВАЗ Классика 2101-2107, например, с 0 (заводской) на 1. Это делает поворот более тяжелым, но после поворота возвращается к нулю.
Для езды по городу подходит кластер 0. Это происходит потому, что рулевое колесо легче поворачивается, но не сразу возвращается в нулевое положение.
В кластере 1 все наоборот. Рулевое колесо фиксируется и быстро возвращается. Эту группу предпочитают водители, которые чаще выезжают за город.
Мало кто знает, но на старых классических ВАЗах кузов может быть изменен. В результате нарушается центровка, и рулевое колесо начинает туго крутиться.
Чтобы решить эту проблему, найдите две шайбы толщиной 4 мм и установите их на нижние рычаги с обеих сторон, но только со стороны водителя и пассажира, а не со стороны радиатора.
Это позволяет наклонить руки к балке. Затем займитесь кемпером, ручка должна легко поворачиваться.
ВАЗ 2109 и другие модели
Здесь установлена решетка ручки. В результате износа внутренних компонентов и увеличения зазора между ними со временем он начинает изнашиваться. Это относится и к другим автомобилям с аналогичной системой рулевого управления, таким как ВАЗ 2110, 2114, 2115, Lada Priora, Kalina и Granta. Последние три модели уже оснащены системой ESC.
Специальный регулировочный винт уменьшает зазор между звездочкой и зубчатым брусом, предотвращая удары.
Однако если болты затянуть слишком сильно, руль станет тугим. Поэтому важно не переусердствовать.
Другое дело. Важно понимать, что сама полка изнашивается больше в центральной части (идущей прямо). По краям (при вращении) износ меньше. Поэтому при регулировке центральная часть полки правильно нажимается, а края сжимаются. В результате, когда автомобиль едет прямо, рулевое колесо поворачивается правильно, но при поворотах рулевое колесо становится более жестким.
По этой же причине, если установлен гидроусилитель руля, нагрузка на насос увеличивается при поворотах. Он передается на двигатель через шкивы и ремни, и ремни «зависают», т.е. теряют мощность.
Решение — немного ослабить винты или заменить полку.
- Изношены подшипники в верхней оси рулевой колонки, в
- Блокировка кронштейна или подшипника,.
- Отсутствие смазки на решетке рулевого колеса.
Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
Автоматическое рулевое управление мало чем отличается от обычного. Основное отличие заключается в том, что насос гидроусилителя руля приводится в действие электродвигателем, а не двигателем. Система также имеет электронный блок управления.
Сам насос (мотор-редуктор) бывает двух типов: лопастной и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.
ECGM устанавливается во многих иностранных автомобилях, таких как Ford Focus 2, Skoda Fabia и Mazda 3. Он также устанавливается на некоторые отечественные автомобили, например, Lada X-Line.
Рассмотрим причины тугого руля на примере автомобиля Mazda 3.
- Деформация рулевого колеса. Эта проблема может быть решена только заменой рулевой рейки.
- Низкое напряжение в интегрированной сети. Разряженная батарея, отказ генератора.
- Рулевое колесо неправильно откалибровано или ЭБУ вообще не распознает его положение. Первая и эта проблема легко диагностируются в сервисе.
- Реле выключено. На Mazda 3 он расположен под капотом в блоке предохранителей. Однако реле может иметь отгнившие контакты под колодкой — это недуг Mazda 3.
- Либо вышел из строя предохранитель электрического блока управления, либо заблокирована цепь к электродвигателю. Для поиска неисправности в цепи может потребоваться демонтаж всего насоса. Проблема диагностируется в мастерской.
- Неправильная установка рулевой рейки после ремонта или замены.
- Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.
Электроусилитель руля
ЭСК конструктивно проще и поэтому более надежны, чем системы рулевого управления или электрические рулевые механизмы. Он состоит из электродвигателя, установленного непосредственно на рулевой колонке, ряда датчиков и ЭБУ.
CSC установлены на большинстве современных автомобилей. Среди отечественных моделей: LadaPriora, Granta, Kalina, Niva (с 2009 года) и последние модели Газели (ГАЗ 3302, 2705, 3221, 33023).
Если рулевое колесо автомобиля, оснащенного электроусилителем руля, жесткое, проверьте, горит ли светодиод.
- На приборной панели загорается индикатор помощи при рулевом управлении. Лампочка загорается при включении зажигания и выключается при запуске двигателя.
- Датчик скорости и спидометр взаимосвязаны и работают синхронно с ESC. Чем выше скорость, тем меньше мощности передается на решетку рулевого колеса и наоборот.
- Датчик крутящего момента неисправен и
- Какова тенденция на борту?
- Контакт предохранителя на 50 А сгорел или перегорел? На Lada Priora, например, он расположен под капотом, как показано на следующей схеме.
Если проблема не исчезла, проверьте состояние рулевого колеса, опорных подшипников, сердечной оси и т.д. Все это уже было объяснено выше.
Если руль вашего автомобиля тугой и вы не знаете причину, задайте свой вопрос в разделе комментариев. Мы будем рады ответить.