Солнечные автомобили, как следует из их названия, — это транспортные средства, использующие солнечную энергию для передвижения.
Как считают многие, этот вид транспорта появился не вчера и даже не вчера. Первый солнечный автомобиль был представлен в 1955 году.
Он был не очень большим и передвигался без водителя с помощью дистанционного управления.
Принцип работы
Принцип работы такого автомобиля довольно прост, несмотря на его причудливое название. Солнечные панели преобразуют солнечную энергию в электричество, которое заряжает аккумуляторы. Они, в свою очередь, приводят в движение колеса автомобиля с помощью электродвигателя.
Солнечные автомобили питаются от аккумуляторов ночью и от солнечной энергии днем.
Первые испытания
Первое настоящее испытание состоялось в 1982 году, когда инженер и изобретатель Ханс Солструп проехал на Quiet Achiever по Австралии, при этом средняя скорость солнечного автомобиля составила 20 км/ч.
С тех пор другие инженеры-энтузиасты всерьез занялись солнечным автомобилем и начали строить более совершенные модели.
В результате на 4-м Международном ралли солнечных автомобилей в 1996 году (впервые оно было проведено в 1987 году) Solar Dream развил скорость 90 км/ч, а на некоторых хороших участках 135 км/ч. Запас хода этого солнечного автомобиля составляет 3000 км.
Мы хотели бы сообщить вам, что в Австралии ежегодно проводится конкурс на создание таких автомобилей на солнечных батареях. Участки этого же маршрута протяженностью 3000 км проходят между городами Дарвин и Аделаида.
В среднем эти конкурсы длятся около недели. Там солнечные автомобили удивляют всех не только интересным дизайном, но и высочайшей производительностью.
Вес и высокие технологии
Важно понимать, что чем легче автомобиль и чем больше у него солнечных батарей, аккумуляторов и электромоторов, тем лучше технические характеристики.
По этой причине современные солнечные автомобили представляют собой высокотехнологичные устройства, в которых воплощены все последние научные разработки в области физики, химии, инженерии и других наук.
Поэтому не случайно, что различные группы студентов из разных научных учреждений по всему миру все больше привлекают ежегодные конкурсы, проводимые в Австралии.
Но удовольствие это не из дешевых, и эти проекты финансируются крупными автопроизводителями. Крупнейшие автопроизводители не ставят перед собой цель производить солнечные электромобили в промышленных масштабах, поскольку это пока не имеет смысла, но они внимательно следят за развитием этой отрасли автомобилестроения. Поймите, что будущее принадлежит этой отрасли.
Неудивительно, что местом проведения такого конкурса была выбрана Австралия. Ведь здесь примерно 300 солнечных дней в году, и это самые благоприятные условия для таких марафонов.
Хотя австралийское мероприятие уже давно стало шоу, которое посещают около 200 миллионов человек по всему миру, ряд научных центров, в том числе аэрокосмических, также следят за результатами этих марафонов. Ни для кого не секрет, что космические спутники питаются от солнца.
Совершенству нет придела, все только начинается
Но как бы высоко ни ценились эти автомобили, они все равно не идеальны. И проблема заключается не только в наличии чистой погоды.
К сожалению, наука в этой области пока не достигла желаемых результатов. Автомобильные солнечные батареи все еще не идеальны: в хороший день их мощность составляет всего 15%, не говоря уже о пасмурном дне. Для сравнения, КПД бензинового двигателя составляет 45%.
Кроме того, выходная мощность солнечных автомобилей очень низкая. Обычно она имеет 1 л.с., а общая площадь солнечных батарей составляет 2 кв. м.
Максимальная скорость при самых благоприятных условиях составляет 100 км/ч, но это исключает перевозку груза или даже дополнительных пассажиров.
Однако все не так плохо, как кажется.
Как показывает конкурс в Австралии, есть люди, которые верят в будущее автомобилей на солнечных батареях, и благодаря открытию новых технологий эта мечта с каждым годом становится все более реальной.
Например, компания Venturi во Франции уже разработала планы двух автомобилей на солнечных батареях, которые можно производить уже сегодня. Это модели Ecletic и Astrolab.
Мощность Ecletic составляет 22 л.с. и является серьезной инновацией для этого типа транспортных средств.
Конечно, они еще не совершенны. Они работают полностью без топлива, со скоростью 50 км/ч, и могут проехать без подзарядки только 50 км (то есть только до работы и обратно в город).
Разработчики поняли, что солнечные автомобили будут использоваться не только в Австралии, где солнце светит 300 дней в году, но и в Европе, где солнечных дней гораздо меньше.
Таким образом, в пасмурные дни аккумулятор автомобиля можно в любое время зарядить через обычную розетку и продолжить движение. Время зарядки составляет пять часов.
Автомобиль также может использовать энергию ветра, если в его распоряжении нет розетки. Благодаря этому автомобиль может проехать до 15 км. если ветер достаточно сильный.
Однако солнечный автомобиль Astrolab является более совершенным, чем Ecletic. Он уже может проехать 110 км, а на участках может разгоняться до 120 км/ч.
Конечно, на данном этапе развития солнечных автомобилей этот тип транспортного средства нельзя всерьез рассматривать в качестве альтернативного вида транспорта, тем более что его цена составляет около 25 000 евро. По большей части, это игрушки для богатых, а не повседневные автомобили.
Однако наука не стоит на месте. На самом деле, первые автомобили, появившиеся на дорогах более 100 лет назад, также вызывали путаницу и непонимание, а сегодня являются технологическими шедеврами, без которых жизнь на Земле зашла бы в тупик.
Кто знает, возможно, спустя почти 50 лет человечество не сможет жить без солнечных автомобилей.