Если вы никогда не были на Крайнем Севере, в непроходимой тайге, на полуострове Камчатка или в Антарктиде, то, скорее всего, вы никогда не видели вездеход «Витязь». История создания этого плавучего трактора с самой уникальной цепной прялкой, разработанной в СССР за два года, является поистине российским ноу-хау и очень интересна.
История создания
Она уходит своими корнями в далекое прошлое, когда войска Белорусского Второго фронта под Берлином форсировали реку Одер.
В конце Второй мировой войны у союзника СССР были плавающие бронетранспортеры, но Советы переправились через водную преграду дедовским способом, используя простые македонские грузы, груженные опилками и копьями.
Среди солдат, переправившихся через реку Одер у Франкфурта, был молодой солдат Константин Осколков. Он вспоминал, как солдаты несли все оружие, пулеметы, минометы и ящики со снарядами на спине по воде.
Никто не знает, сколько солдат погибло при переправе через реку. Через несколько лет Константин Осколков, окончивший технический университет по специальности «автомобилестроение», начал строить большие вездеходы для перевозки ракетных установок, как того и хотел товарищ Сталин.
Первые трудности в производстве
За рубежом автомобиль впервые попал в заголовки газет 16 июня 1971 года, когда директор ЦРУ был проинформирован в специальном докладе о том, что Советский Союз испытал прочный внедорожник, способный преодолевать пересеченную местность тундры, заснеженной пустыни. и Антарктиды.
Таким образом, советское государство доказало США, что оно способно защитить все свои самые отдаленные границы. Дальнейшая судьба производства уникального вездехода в нашей стране была связана с большими трудностями.
Посмотрев видео о внедорожнике «Витязь» (чтобы посмотреть видео, дочитайте статью до конца), можно быстро прийти к выводу, что аналогов этой мощной машины слежения, или, как ее называют в народе, «гигантской змеи», нет во всем мире.
Вездеход «Витязь» представители Южной Кореи, Финляндии и других стран пытаются повторить в 21 веке. Однако пока им это не удалось, так как вездеход отечественного производства имеет грузоподъемность 30 тонн и может преодолевать вертикальные препятствия в 1,5 метра.
Секреты автомобиля и его технические характеристики не известны никому, кроме его конструкторов.
Вездеходная машина слежения «Витязь» разработана для производства по заказу Министерства обороны СССР. Для производства этих автомобилей в течение четырех лет был построен завод в Исинбае в Республике Башкортостан. Однако, когда в 1981 году были построены первые машины, оборонная промышленность отказалась от «Витязя», поскольку основное внимание в то время уделялось танкам.
Вездеход Витязь можно увидеть на крайнем севере, в недоступных лесах и таежных болотах, в степях Казахстана и на бескрайних заснеженных полях Антарктиды, где обычные трактора не могут пройти.
После того, как выяснилось, что на военное использование нет спроса, вездеходы стали широко использоваться в народном хозяйстве. 1986 год стал поворотным для производителей гусеничных машин. Михаил Горбачев, в то время Генеральный секретарь ЦК ККСЭ, объявил всему миру, что производство вооружений в СССР должно быть сокращено.
Невероятными усилиями завод, выпускавший двухзвенный вездеход, удалось отстоять, но его производство было резко сокращено.
Практическое применение машины
В видеоролике показано, как вездеход «Витязь» в условиях постоянного мороза на севере легко преодолевает огромные пространства бескрайней пустыни с метровым слоем снега и доставляет необходимые грузы и оборудование подрядчикам и зимникам.
Благодаря уникальной конструкции грузовика из плоского металла, минимизирующей давление на грунт, «Витязь» до сих пор остается единственным и самым уникальным вездеходом на сегодняшний день.
В 1995 году, во время боевых действий в Чечне, вездеходы «Витязь» были доставлены по воздуху из Ленинградского военного округа для доставки боеприпасов по грязным дорогам, непригодным для боевой и вспомогательной техники.
Армия с радостью отмечает неоспоримый факт: широкие гусеницы внедорожников оказывают минимальное давление на грунт, тем самым предотвращая срабатывание противотанковых мин.
Гусеничные вездеходы «Витязь», или амфибии, или багги, использовались для преодоления разрушительных последствий цунами 2004 года в Южном полушарии, перевозя спасателей, врачей, медикаменты, чистую питьевую воду и предметы первой необходимости.
Автомобиль, похожий на гигантскую змею, не оставляет зрителя равнодушным и безучастным при прохождении через водные преграды в Сибири и других отдаленных районах огромной России.
Там, где не пройдут японские, немецкие, корейские и французские внедорожники, легко протащится российская гусеница: вездеход «Витязь» еще не изобретен лучшими мозгами за рубежом.
Сегодня можно приобрести такие автомобили Caterpillar. Основные модели, ВитязьДТ-10П-1 и ДТ-30П-1, в настоящее время представлены на рынке, их технические характеристики приведены ниже.
Цена машин составляет около 6 млн рублей. На грузовиках установлены два отечественных двигателя В-46-5СУ и ЯМЗ-8401.10, а также двигатель AmericanCummins в сочетании с британской коробкой передач Allison.
Если вы задаетесь вопросом, стоит ли иметь такие машины, ответ не так прост. Как правило, эти вездеходы приобретают крупные компании, работающие на нетронутой, малоосвоенной почве, вдали от цивилизации.
Для небольших предприятий двухзвенный робот «Витязь» не является решением, так как он очень дорог в эксплуатации и обслуживании. Для таких предприятий больше подходят вездеходы с шинами низкого давления.