0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка клемм на провод

Как обжать автомобильную клемму и провод

Соединение проводов в автомобиле при помощи клемм – самое надежное соединение. Кроме этого, провода можно легко рассоединить на время, например, ремонта. Как же обжать клемму на проводе?

Для удобной и быстрой обжимки клемм существует специальный инструмент – кримпер. Но, если вы устанавливаете клемму на провод один раз в год, то смысла в покупке специализированного инструмента нет. Качественно обжать обычную автомобильную клемму можно и простыми плоскогубцами.

Прочитав эту статью до конца вы узнаете о различных способах обжатия автомобильной клеммы с использованием специально инструмента и без него.

  1. Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами
  2. Как соединить клемму и провод при помощи кримпера
  3. Видео: Как обжать клемму на проводе

Клеммы для проводов обжимные

Кабельные наконечники обжимные или клеммы для проводов соединительного типа предназначены для быстрого и надёжного соединения проводов в электрических схемах путём зажима с изоляцией.

Кольцевые

Более надежный контакт обеспечивают так называемые кольцевые клеммы. Как и их вилочные собратья они предназначены для последующего крепления винтовым зажимом. Но благодаря круглой форме контактной части обеспечивают большую площадь контакта и снижают риски «выскакивания» наконечников.

Клеммы кольцевые на провода являются настолько удачным решением, что применяются не только в слаботочных сетях, но и являются обязательным атрибутом силовых кабелей любого сечения. При этом способ крепления провода или кабеля к наконечникам такого типа может варьировать от сварки и пайки, до опрессовки.

Кольцевые клеммы выпускаются из меди, алюминия, латуни и меде-алюминия. Их сечение может очень сильно варьировать, начиная от небольших клемм под винт троечка и заканчивая болтами на 27 и больше. При этом клеммы для слаботочных сетей могут поставляться с изоляцией обжимной части.

Вилочные

Клеммы вилочного типа предназначены для коммутации силовых и вторичных цепей. Такие наконечники предназначены для последующего крепления при помощи винтов непосредственно к оборудованию или к шинам. Инструкция советует применять их в качестве временного или требующего частого переподключения контакта.

Конструкция вилочных наконечников представляет собой двузубчатую вилку, откуда и пошло название. Такая конструкция позволяет достаточно просто производить переключения без полного откручивания винтового зажима. При этом в подключенном состоянии она обеспечивает достаточно плотный контакт.

Вилочные наконечники выпускаются под провода сечением до 6 мм 2 . Провода на клеммы крепятся методом опрессовки. Это место в различных вариациях может иметь или не иметь изоляционного покрытия.

Автомобильные

Клеммы для проводов обжимные автомобильные: при работе с автомобилем нередко приходится выполнять различные электрические подключения с использованием разъемов или клемм. Я для себя определился так — если разъем негерметичный, но работает в условиях высокой влажности — только пайка. Если разъем герметичный или находится в салоне — то можно использовать обжатие.

Для неизолированных клемм используются кримперы со специальным профилем губок, во время обжатия загибающих концы металла вовнутрь. Такие кримперы обжимают провод и дополнительно фиксируют изоляцию, чтобы провод от перегибов и вибрации не обломился.

Как показывает опыт, для стандартных 6-мм автомобильных клемм требуется кримпер с губками на провод с сечением 1,5 мм2, не меньше, иначе клемма и провод будут передавливаться.

Колпачки СИЗ

Колпачки ещё называют соединительными изолирующими зажимами (сокращённо СИЗ).

Конструктивное исполнение

Снаружи корпус колпачка выполняется из пластиката. Этот материал обладает рядом положительных сторон:

  • под воздействием открытого огня процесс горения не поддерживает;
  • способен выдерживать рабочее напряжение до 600 В;
  • обладает хорошими изоляционными свойствами.
Читать еще:  Цепь зажигания ваз 2106

Пластиковый корпус помимо того, что изолирует место соединения, ещё и защищает его от механических повреждений.

Внутри колпачок снабжён обжимной пружиной, выполненной из стали и имеющей форму конуса. Когда проводную скрутку вставляют в колпачок, витки этой пружины дополнительно её обжимают.

При использовании колпачков очень важно правильно разделать концы для скрутки. Изоляционного слоя надо срезать столько, чтобы оголённый металл не находился за пределами колпачка, а под обжимную пружину попадал полностью.

Подготовка проводов для колпачков

Сейчас в электрическом мире уже считается ошибкой, оголять провод или кабель от изоляционного слоя ножом. Профессиональные электрики пользуются специальными приспособлениями – съёмниками изоляции.

У этого приспособления имеются калиброванные отверстия для каждого стандартного диаметра жилы (у отверстий режущая кромка). Съёмник изоляции не нарушает токопроводящий поверхностный слой, что сохраняет его прочность.

Монтёрский нож тоже никто не отменяет. Главное, располагать его при съёме изоляции к направлению среза под углом, чтобы не зацепить металлическую жилу. Расположение ножа во время съёма изоляционного слоя под прямым углом не допускается, так как велика вероятность того, что сделаете круговой надрез, в результате чего жила потом может ломаться.

При выборе колпачков СИЗ особое внимание надо уделить размерам обжимных пружин. Основной контакт создаётся в её наименьшей конусной части. Очень важно, чтобы она соответствовала соединяемым проводам. Если жилы будут тонкие, сжим конусной пружиной не получится плотным, а толстые скрученные жилы, наоборот, не войдут в колпачок до конца.

Соединение жил

Соединение проводов с помощью колпачков СИЗ на практике выполняется двумя способами:

  1. Без предварительного скручивания. Две жилы, одинаковые по диаметру, с силой надо вставить в пружину. Затем усиленно выполнить вращение колпачка по направлению часовой стрелки. Таким образом делается скрутка на длину оголённых металлических жил проводов.
  2. В случае необходимости соединения трёх или четырёх жил, их надо сначала скрутить при помощи пассатижей, откусить свитый кончик, и потом надеть колпачок, с усилием вращая его по часовой стрелке.

Колпачок надевайте с усилием, чтобы за счёт этого раздвинулись витки обжимной пружины и надёжно сдавили соединяемые провода.

Никогда не используйте колпачки СИЗ, чтобы соединять жилы из разного материала. В большей степени это относится к меди и алюминию, между которыми прохождение электрического тока вызывает гальванический процесс.

Как выполнять соединение колпачками показано в этом видео:

Виды колпачков

Многие электрики негативно относятся к колпачкам СИЗ. Но такое отношение может быть вызвано двумя причинами. Либо колпачки неправильно выбрали, либо неумело установили их на соединяемые провода.

Чтобы правильно подбирать колпачки под размеры провода, производителями введена специальная цветовая маркировка:

  • СИЗ-1 – соединяет две жилы сечением 1,5 мм 2 (серый);
  • СИЗ-2 – соединяет три жилы сечением 1,5 мм 2 (синий);
  • СИЗ-3 – соединяет две жилы сечением 2,5 мм 2 (оранжевый);
  • СИЗ-4 – соединяет четыре жилы сечением 2,5 мм 2 (жёлтый);
  • СИЗ-5 – соединяет восемь жил сечением 2,5 мм 2 (красный).

Правда, единые международные стандарты для такой цветовой маркировки отсутствуют. Поэтому у производителей из разных стран она может отличаться. Будьте внимательны при покупке, уточняйте у продавца-консультанта требуемые размеры.

Некоторые разновидности клемм Wago

Сегодня на отечественном рынке наиболее распространены следующие типы клемм Wago:

  • 1. Серия 773 специально разработана для использования в распределительных коробках. При помощи этих клемм можно соединять от двух до восьми проводов с сечением от 0,75 до 2,5 кв. мм. Они рассчитаны на работу при напряжении 400 В. В этих клеммах применяется плоско-пружинный зажим для соединения жестких одножильных электрических проводов. Чаще всего в них используются провода, обладающие сечением 2,5 и 1,5 кв. мм.
Читать еще:  Лобовое стекло ваз классика

wago серия 773

  • 2. Серия 273 тоже предназначена для применения в распределительных коробках. Эти клеммы предназначены для соединения трех проводов с сечением от 1,5 до 4 кв. мм. Они рассчитаны для работы под напряжением 400 В. Клеммы дополняют серию 773, и обычно используются для соединения проводов, обладающих сечением больше 2,5 кв. мм.

wago серии 273

  • 3. Серия 224 предназначена для различных осветительных приборов. Эти клеммы используются для соединения двух или трех проводов, обладающих сечением от 0,5 до 2,5 кв. мм. Они рассчитаны на работу при напряжении 400 В. В таких клеммах используются сразу два типа зажима. Универсальные зажимы устанавливаются со стороны светильника для соединения многожильных и тонкожильных проводов, а с монтажной стороны располагаются плоско-пружинные для одножильных жестких проводов. Клеммы из этой серии специально предназначены для освещения, но могут применяться при монтаже различных приборов, обладающих гибкими проводами.

wago серии 224

Какую снимать первой

Прежде чем начинать работу, требуется обесточить машину. Для этого отключается зажигание и отсоединяется АКБ.

Бывалые водители с уверенностью могут сказать, какую из клемм нужно снимать первой. Но почему-то даже они не всегда следуют этому правилу.

А несоблюдение очерёдности таит потенциальную угрозу. Стоит случайно замкнуть на массу, и тогда вся электроника сгорит, повредится электрика. Даже не исключается воспламенение авто. Поэтому это нужно запомнить раз, и на всю жизнь.

Первой всегда снимается минусовая клемма. После неё можно отсоединить плюсовую.

Если с этим всё понятно, тогда можно приступать к работе.

Выбор и монтаж

Для верного выбора типа клемм следует учитывать все тонкости проведения монтажных работ, начиная с расположения клеммников:

  • навесная установка (при монтаже люстр);
  • монтаж в распределительной коробке;
  • монтаж для выключателей-автоматов.

Обратите внимание! Не рекомендуется полностью закрывать доступ к клеммной колодке (заштукатуривать, обшивать, обклеивать обоями и пр.) — следует обеспечить лёгкий доступ к соединению.

Затем следует определиться с типом проводов:

  • количество соединяемых жил;
  • материал провода;
  • сечение жил и нагрузка на проводку.

Пружинные клеммы отличаются лёгкостью монтажа и универсальностью — практически все типы соединений, используемых в быту, можно выполнять с их помощью. К тому же они не требуют обязательного монтажа распределительной коробки, что только ускоряет процесс.

Если выбор пал на винтовые клеммы, то следует заранее обзавестись подходящей отвёрткой. Многожильные провода следует предварительно обжать в латунной гильзе — это предотвратит их расслоение и значительно улучшит контакт.

3. Соединения сваркой

Самый надежный способ соединения проводов — это соединение сваркой. Свариваться должны провода только из одного материала, либо только медные, либо только алюминиевые. Технология сварки проста, но возникает вопрос в приобретении сварочного аппарата и определенного опыта в работе.

Провода очищаются от изоляции, производится их скрутка с последующим отсечением конца до равной длины каждого провода. И только потом производится сварка конца. На конце образуется маленький шарик от расплавленного металла.

Изолировать оголенные концы проводов надо изолирующими колпачками СИЗ.

Соединение сваркой получается компактным, надежным в эксплуатации и долговечным. Соединение легко вмещается в распаячную коробку и не теряет контакт при укладывании в нее.
Назад к перечислению видов соединений проводов

Как обжать автомобильную клемму плоскогубцами

Хитрого в этом процессе нет ничего. Нужна обычная автомобильная клемма и маленькие плоскогубцы

Читать еще:  После замены маслосъемных колпачков троит

  1. Как видно из фото, клемма имеет две пары ушек разного размера, одна пара зажимает изоляцию, вторая — жилы этого провода. Для правильной обжимки клеммы необходимо этим ушкам придать специфическую форму.
  2. Плоскогубцами аккуратно поджимаем наружные лапки так, чтобы они начали сворачиваться, образуя кольцо. Диаметр кольца должен пропускать вовнутрь ваш провод и слегка зажимать его.
  3. Зачищаем конец провода. Как зачистить провод в автомобиле. Слегка скручиваем оголенный конец, чтобы жилки провода не топорщились. Просовываем сквозь подготовленное кольцо провод таким образом, чтобы оголенная часть оказалась между внутренних лапок, а внутри кольца уже была изоляция.
  4. На этом этапе можно было бы, и заканчивать статью, но как можно не показать типичную ошибку при обжиме клемм плоскогубцами. Обращаем внимание на усики клеммы
  5. После того, как клемма обжата на проводе, ее можно обмотать изолентой. Это спасает от короткого замыкания, да и выглядит вполне красиво. Таким образом, обжимаются стандартные российские автомобильные клеммы типа «мама», «папа» и «под ключ». При должном опыте, качество обжима практически не отличается от заводского, а обжать клемму можно всего за полминуты.

Соединение проводов клеммной колодкой

При выборе соединительной колодки прежде всего следует учитывать величину тока, который будет проходить через место соединения, а также требуемое количество монтажных клемм в гребенке.

Как правило, процесс соединения проводников не вызывает каких-либо затруднений даже у электриков-любителей.

Монтаж действительно очень прост: берете колодку с требуемым размером ячейки, отрезаете нужное количество секций, вставляете жилы внутрь клеммной ячейки и при помощи винтов зажимаете каждый из соединяемых проводников.

Затягивать винты фиксации жил следует с достаточно умеренным усилием. Естественно, предварительно с концов соединяемых проводников следует снять изоляцию (вполне достаточно снять около 5 мм изоляции), а саму поверхность токопроводящей жилы тщательно зачистить.

Большим преимуществом таких колодок является то, что в зависимости от условий монтажа каждый сегмент можно отрезать. Правда, здесь есть один нюанс: в такой колодке, я бы не рекомендовал зажимать алюминий. При затягивании алюминиевую жилу можно передавить самим винтом.

Если соединяются алюминиевые жилы, то винты необходимо затягивать с особой осторожностью. Обусловлено это тем, что, во-первых, алюминиевая жила может попросту переломиться, а, во-вторых, как известно, алюминий обладает определенной текучестью под воздействием значительного давления, что по истечению некоторого времени может привести к ухудшению или полному пропаданию контакта.

А это, в свою очередь, чревато перегревом проводника и его возгоранием. К слову, по нормативам, абсолютно все соединения, в которых есть алюминий, необходимо подтягивать с периодичностью раз в год.

Подводим итоги: какое соединение выбрать?

Скрутки стоит использовать если:

  • Вы выполняете проводку во временном сооружении, например, сарае или пристройке.
  • У вас есть инверторный сварочный аппарат или паяльник для качественного соединения скрученных проводов.
  • Хотите сэкономить на комплектующих.

Клеммники стоит применять если:

  • Вам необходимо соединить алюминиевый и медный провода, например, в старом доме или на даче, где алюминиевая проводка.
  • Для вас важна скорость работы, и вы не хотите тратить время на сварку или пайку.
  • Необходимо «зашить» соединенные провода под гипсокартон или штукатурку (не относится к винтовым клеммникам).
  • Вы хотите иметь доступ к контакту без необходимости разбора изоляции (чтоб проверять наличие напряжения на фазе).
  • Вы готовы потратить деньги и получить качественные соединения, которым не нужно будет уделять внимание долгие годы.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector