0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сцепление в самом начале ваз 2107

В классическом автомобиле семейства ВАЗ сцепление служит для передачи крутящего момента от коробки передач на остальные агрегаты – непосредственно на колеса машины. Данная деталь предназначена для контроля водителя за отношением передаточных чисел в автомобиле, а также для регулирования собственно тяги в коробке передач. На данном семействе устанавливается сцепление с одним диском, такая конструкция считается достаточно надежной. Производитель не заявляет возможный ресурс детали, так как ее состояние во многом зависит от уровня нагрузки и манеры вождения автолюбителя. В среднем качественный агрегат способен «выходить» более 100 тысяч километров пробега без внешнего вмешательства. После этого пробега вполне могут возникнуть неполадки, требующие вмешательства в виде регулировки сцепления ваз 2106.

В сравнении со своими современными аналогами, данное сцепление имеет достаточно простую конструкцию, что обуславливает неплохую надежность при использовании качественных запасных частей. В агрегате выделяют:

  1. Ведомый диск. Один из основных элементов всей системы, непосредственно осуществляющий передачу момента на коробку передач и далее в систему. При нажатой педали данный элемент отодвигается от кожуха и маховика, тем самым передача момента на коробку останавливается. Сцепление считается выключенным. При отжатой педали и, соответственно, включении системы, данный элемент свободно ходит по валу коробки и, в зависимости от оборотов двигателя, испытывает нагрузку путем перемещения. При этом в системе присутствуют элементы для гашения колебаний от вращения и недопущения механического разрушения детали, так как от вибраций и количества оборотов деталь может испытывать механические нагрузки.
  2. Вилка и выжимной подшипник также являются весомыми частями всей системы, так как отвечают за непосредственное выключение системы. При отжатии педали вилка воздействует на системы гидропривода и поступления жидкости в сцепление, тем самым, давая нагрузку и обеспечивая работоспособность агрегатов. Подшипник также служит для сохранения целостности всей системы и недопущения перегрузок, а также способствует плавному переходу агрегата из одного режима в другой.
  3. Пружины включения. С помощью этих элементов при включении конструкции маховик отделяется от диска, тем самым зажимается ведомый элемент и нажимной диск. В результате конструкция позволяет эластично подстраиваться под изменяющиеся нагрузки. Также данные пружины служат для снижения колебаний внутри системы, благодаря своей эластичности и расположению, они гасят внутренние колебания двигателя и иных элементов, которые могут нанести агрегату механический вред.
  4. Корзина и кожух являются образующими деталями, которые служат для защиты агрегата от внешнего воздействия. Эти элементы образуют единый корпус, внутри которого находятся все элементы сцепления. Также в систему входит часть коленчатого вала двигателя и нажимной диск, который крепится во время включения к пассивному элементу.

Все эти части во время работы агрегата образуют единое целое. Соответственно, при выходе из строя любого важного элемента передача крутящего момента станет невозможной, что, соответственно, приведет к обездвиживанию автомобиля.

Каким должен быть свободный ход педали сцепления и как измерить

Данное понятие означает беспрепятственное перемещение педали до точки срабатывания. Вначале нога не будет чувствовать какого-либо сопротивления, а после включения появится определенная жесткость. Этот промежуток «расслабленности» и называется свободным ходом.

Среднестатистическая норма составляет 160 миллиметров. Диапазон допустимых значений может варьироваться. Для каждого конкретного автомобиля технические требования могут отличаться.

Неправильно отрегулированный свободный ход может стать причиной серьезных проблем на дороге.

Детали сцепления будут изнашиваться более интенсивно. Поэтому для предотвращения неприятных ситуаций рекомендуется периодически производить проверку свободного хода.

Это нужно делать по такому алгоритму:

  1. Выжать до упора педаль сцепления рукой, замерить расстояние от пола до ее накладки с помощью обычной линейки, установив ее строго вертикально по отношению к поверхности пола.
  2. На следующем этапе нужно, наоборот, максимально отжать этот элемент назад и произвести такие же замеры.
  3. Сделать простые вычисления. Здесь нужно просто от большего числа отнять меньшее значение. Это и будет величина свободного хода сцепления. Норма составляет 12-14 сантиметров. Если замеры дают показания, которые выходят за пределы этого диапазона, то нужно безотлагательно принимать адекватные меры по исправлению ситуации.

При слишком большом значении диск будет находиться в постоянном сцеплении с маховиком двигателя. Здесь сцепление не будет полностью выключаться. При таких обстоятельствах, даже плавно отпуская педаль, водитель не сможет сдвинуть автомобиль с места. Эксплуатация авто с таким дефектом неизбежно приведет к необратимым последствиям и поломкам.

При маленьком свободном ходе произойдет потеря крутящего момента. Здесь машина, как нетерпеливый скакун, будет просто рвать с места. На некоторых современных автомобилях изменить «момент подхвата» конструктивно невозможно. При таких обстоятельствах нужно обращаться в официальный сервис.

Для настройки акселератора сцепления нужно установить нужную длину троса. Это требуется в тех случаях, когда свободный ход вилки превышает 3 миллиметра. Регулировку нужно проводить с помощью специальных двух гаек, одна из которых контролирует длину троса, а другая фиксирует первую в выбранном положении. Их размещают на резьбовой части троса сцепления.

Как устроено сцепление

Теперь несколько слов об устройстве механизма. На семерке, как и на всех тольяттинских автомобилях установлено сухое однодисковое сцепление, схема которого наглядно показана ниже. Привод вилки — гидравлический, в переднеприводных ВАЗах — тросовый. Под капотом находится главный цилиндр, который управляется штоком от педали, а к картеру КПП прикручен рабочий цилиндр, который и приводит вилку в движение.

Вилка надавливает через выжимной подшипник на пятку корзины сцепления и разъединяет ведущий и ведомый диски сцепления, прерывая подачу крутящего момента на первичный вал коробки передач.

Чтобы с переключением передач не было проблем, диски должны полностью отсоединяться друг от друга, а для тог чтобы крутящий момент передавался в КПП максимально и без потерь на проскальзывание, пробуксовку дисков, они должны прижиматься максимально плотно. Для нахождения баланса между этими крайними положениями и необходимо проводить регулировку сцепления на ВАЗ 2107.

Сцепление в самом начале ваз 2107

Регулировка сцепления обычно проводится после проведения монтажных работ по замене механизма сцепления. Корректная регулировки даст возможность продолжить эксплуатацию компонентов агрегата без выхода из строя. Перед началом этих технологических операций необходимо протестировать систему гидравлического привода агрегата на предмет наличия в ней воздуха. Если в системе есть «воздушная пробка», то ее необходимо удалить. При этом лучше заменить жидкость для гидравлики автомобиля.

Принцип проведения таких регулировочных мероприятий состоит в создании требуемых размеров между штоком и поршнем цилиндров механизма, а также нужной величины размеров между подшипником выжимного типа и кольцом фрикционного типа на ведущем диске агрегата.

Замена

Итак, описание последовательности действий при замене сцепления.

— Вначале следует отсоединить клеммы от аккумулятора. Это поможет вам избежать короткого замыкания при работе.

— Необходимо убрать все коврики и прочие напольные покрытия около ручки КПП. Затем рычаг переключения передач отсоединяется от трансмиссии. Чтобы это сделать, нужно слегка надавить его вниз и с помощью тонкой отвертки извлечь пластмассовую белую втулку. После этого следует «перебазироваться» под авто. Поскольку все дальнейшие работы будут выполняться снизу, намного проще будет воспользоваться эстакадой или подъемником.

— В процессе работы следует внимательно осматривать снимаемые узлы на предмет износа или наличия повреждений. Вполне может оказаться, что понадобится замена главного цилиндра сцепления, а может — только замена тросика сцепления.

— Отсоединяется выхлопная труба от резонатора. Затем откручивается от кожуха КПП рабочий цилиндр сцепления. Конечно, можно просто отсоединить от него шланг подачи жидкости, но в этом случае в систему обязательно попадет воздух, а значит, без прокачки не обойтись.

— Отсоединяется от КПП кардан. Делается это путем откручивания соответствующих болтов и гаек. Также необходимо отсоединить имеющиеся провода.

— Отпускаются две нижние гайки, осуществляющие крепление трансмиссии к блоку двигателя. После этого отвинчиваются болты, крепящие стартер к корпусу коробки передач.

— Следующим этапом является снятие коробки передач. Это достаточно трудоемкий процесс, желательно воспользоваться чьей-нибудь помощью.Следует осторожно вытянуть коробку передач, после чего можно приступать к снятию корзины сцепления. Если планируется замена диска сцепления, то текущий момент очень важен. Ведь после снятия корзины из-под нее упадет диск сцепления, и очень важно при последующей установке не перепутать, какой стороной его устанавливать.

— Понятно, что на этапе, когда все разобрано, производится замена главного цилиндра сцепления на ВАЗ 2107 и замена прочих комплектующих, в частности, замена вилки сцепления. Для установления потребности в замене зачастую достаточно визуального осмотра. С его помощью можно легко установить степень износа диска, корзины и прочих деталей.

— Возможной неисправностью может стать поломка усиков на корзине. В этом случае узел подлежит ремонту — можно приклепать новые усики. Износ корзины проверяется с внутренней стороны. Износ диска проверяется по геометрическим размерам. Все эти параметры без труда отыщутся в руководстве по эксплуатации вашего авто. В частности, замена рабочего цилиндра сцепления, выжимного подшипника и стакана, а также выжимной пятки также производится, если при осмотре возникли сомнения в работоспособности детали.

— Сборка производится в обратном порядке. При закручивании болтов и гаек их рекомендуется смазывать трансмиссионным маслом или нигролом. «Обычное» масло в данном случае категорически не рекомендуется, поскольку оно «выгорит» и откручивание крепежей станет невозможным.

Инструкция: регулировка карбюратора.

Как выставить зажигание, материал доступен по ссылке.

Регулировка

Суть регулировки привода сцепления заключается в обеспечении нужных зазоров между штоком и поршнем главного цилиндра сцепления, а также между выжимным подшипником и фрикционным кольцом на корзине сцепления.

Зазор между штоком и поршнем главного цилиндра считается нормальным если он составляет 0,1–0,5 мм, который в свою очередь обеспечивает свободный ход педали сцепления значению 0,4–2 мм. Данный зазор регулируется при помощи ограничительного винта хода педали.

Правильный зазор между выжимным подшипником и фрикционным кольцом на корзине сцепления (2 мм) его можно определить по величине свободного хода (4–5 мм) штока рабочего цилиндра.

Эту регулировку легче производить на смотровой яме или подъемнике.
Действия при регулировке.

Нажмите на вилку сцепления, упираясь пальцем в шток рабочего цилиндра сцепления. Вилка сцепления должна свободно перемещаться относительно штока на 4–5 мм.

Если зазор не соответствует этим значениям, нужна будет его регулировка

Берем ключики «на 13» и «на 17» и ослабляем контргайку на штоке рабочего цилиндра сцепления…

Удерживая шток ключом «на 8», регулируем его свободный ход вращая регулировочную гайку ключом.

После окончания регулировочных работ, свободный ход педали сцепления должен составлять 25–35 мм. И в завершении затягиваем контргайку.

Буксует

Почему буксует сцепление и что нужно делать? Разберёмся подробнее, что это за ситуации и как их избежать. Причины чаще всего следующие:

— попадание масла в сцепление: на фрикционные накладки ведомого диска, на поверхность маховика или нажимного диска (чаще всего у ВАЗ 2107 — течь заднего сальника коленвала, высокий уровень масла в картере КПП, плохо смазанный подшипник на валу КПП, засорение дренажного отверстия на валу маховика и др.). При этом сцепление буксует, потому что работает только сухая часть накладок. После устранения причин нужно тщательно протереть бензином или уайт-спиритом детали, на которые попало масло, и зачистить наждачной бумагой после высыхания фрикционные накладки.

— сильно изношены фрикционные накладки дисков сцепления, до заклёпок. В таком случае снижается свободный ход педали. При осмотре прокладок также необходима их замена, если они треснули или прогорели.

— Износ фрикционных накладок

— вышли из строя нажимные пружины. Если они потеряли упругость, то они неспособны создать достаточное давление на диск. В таком случае, их заменяют;

— нет зазоров в приводе выключения сцепления

— малый свободный ход педали сцепления. Чтобы определить величину смещения педали, берётся линейка и измеряется амплитуда смещения по центру площадки педали. В норме именно у ВАЗ 2107 диапазон должен быть от 25 до 35 мм

После того, как вы определились с причиной, почему буксует механизм сцепления и устранили её, необходимо отрегулировать привод сцепления.

— Берём рожковый ключ, им нужно вывернуть в салоне гайку М 10,, ограничивающую люфт педали. Чтобы это выполнить, поворачиваем ограничивающее устройство (оно обозначено буквой А), затем требуется выставить нужный зазор.

— Освобождаем толкатель сцепления, принадлежащий цилиндру от всевозможной засохшей пыли, обильно брызгаем на резьбовую область WD-40.
Не забудьте, что каков размер хода вылета, такой же точно по абсолютной длине возникнет синхронно на выжимном подшипнике.

— Чтобы это проверить, собственной рукой оттягиваем кзади сцепную вилку полностью. При этом свободный выпуск сцепного толкателя в норме у ВАЗ 2107 около 4,5 мм.

— Чтобы произвести регулировку люфта толкателя рожковым ключом на 17 мм стопорим гайку регулировки толкателя от проворачивания, а с помощью ключа 13 мм «даём слабину» контргайки.

— Чтобы выставить свободный ход толкателя, фиксируем с помощью ключа 17 мм регулировочную гайку, одновременно с помощью ключа 13 мм ослабляем контргайку.

— Придерживая толкатель механизма сцепления от угрозы, что он провернётся, маленьким ключом на 8, с помощью рожкового ключа 17 мм поворачиваем гайку для регулировки и выставляем свободный вылет толкателя в диапазоне от 4 до 5 мм.

— Теперь с помощью одного ключа придерживаем гайку регулировки, другим – производим затягивание контргайки.

— Теперь в салоне вновь замеряем ход у педали сцепления. В нормальном состоянии на ВАЗ 2107 он должен быть равен от 2,5 см до 3,5 от крайнего положения вверху до момента начала выключения.

Как прокачать

Для проведения работ автомобиль нужно будет установить на эстакаду или смотровую канавку. Перед работами следует приготовить:

— новую тормозную жидкость (ТЖ);
— прозрачную емкость для слива ТЖ;
— шланг длиной от 0,5 до 1 метра;
— гаечный ключ на «8».

Во время проведения процедуры понадобится помощник.

Перед выполнением работ следует проверить целостность шланг и герметичность соединений на ВАЗ 2107, нигде не должно быть никаких потеков.

— Сначала нужно налить в приготовленную емкость ТЖ.

— Процедура осуществляется с помощью штуцера прокачки сцепления, который расположен на корпусе рабочего цилиндра. На него нужно снять защитный колпачок и надеть резиновую трубку.

— Нижний конец трубки нужно опустить в емкость с ТЖ и следить, чтобы он находился постоянно ниже уровня жидкости в емкости.

— Тормозную жидкость следует также налить в расширительный бачок.

— Далее необходимо ослабить штуцер, открутив его на пол-оборота.

— В это время помощник по команде несколько раз нажимает педаль сцепления (ПС) с интервалом 2-3 с и затем удерживает ее нажатой.

— Через шланг из трубки должна вытекать жидкость с пузырьками воздуха.

— Повторять процедуру следует до тех пор, пока не перестанут выходить воздух.

— После этого помощник нажимает на ПС, а в это время необходимо закрутить штуцер и надеть на него колпачок.

Во время процедуры нужно следить за уровнем ТЖ в бачке и при недостатке доливать.

Какое лучше поставить

Различия в продукции брендов заключаются в надежности и поведении во время эксплуатации.

Известная компания из Франции известна также высококачественными тормозными колодками. Судя по отзывам автовладельцев, сцепление отличается мягкой работой с четким моментом включения.

Многие отмечают надежность новых комплектов Валео, которые зачастую работают без поломок более 150 000 км пробега. Из недостатков – высокая стоимость.

Всемирно известный немецкий производитель фрикционных муфт. Продукция всегда отличалась передовыми конструктивными решениями. Например, использование гасителя крутильных колебаний нажимного и ведомого дисков существенно демпфирует вибрации, что способствует комфорту. Муфты LuK – наиболее оптимальный выбор в соотношении цена-качество, однако в продаже встречается много подделок, так что при покупке нужно быть внимательно.

Немецкий бренд известен уже 20 лет, но в последнее время продукция под этой маркой выпускается все чаще в Турции, что, естественно, удешевляет ее. Тем не менее, сцепления имеют массу положительных отзывов, среди них:

— мягкий выжим;
— отсутствие перегрева при тяжелом режиме эксплуатации;
— маховик практически не изнашивается.

Немецкий производитель имеет богатый опыт производства деталей трансмиссии. Все модели муфт укомплектованы безасбестовыми накладками, при этом они обеспечивают:

— Оптимальную передачу крутящего момента.
— Устойчивы к повышенным нагрузкам.
— Не требуют обслуживания.

Отечественное предприятие, поставляющее оригинальную продукцию для автомобилей Lada. Конструкция муфты разработана инженерами из Тольятти, но комплектующие в производстве применяются в основном импортные. Большинство автовладельцев, в качестве решения вопроса, какое из сцеплений лучше поставить на классику ВАЗ 2107, останавливаются именно на этом производителе. Причина такого выбора – невысокая цена и приемлемое качество.

Турецкая продукция по лицензии немецкой компании Kraft. Комплект характеризуется мягкой работой, адаптирован к российским условиям работы. Часть негативных отзывов относится к недолговечности выжимного подшипника.

Еще один отечественный производитель, который гарантирует для своих дисков до двух миллионов циклов нагрузки без утраты эксплуатационных свойств. Средний пробег деталей комплекта составляет 80 000 км. Некоторые автомобилисты жалуются на возникновение трещин на ведомом диске в районе пружин, в результате чего они вылетают. Однако стоит отметить, что подобные неполадки у них возникли после двух-трех лет эксплуатации.

Как правильно прокачать сцепление на ВАЗ-2106

Последовательность выполнения операции следующая.

  • Загнать машину на яму или поставить на козлы. Надежно зафиксировать авто.
  • Очистить расширительный бак и штуцер для прокачки от грязи. Последний расположен на рабочем цилиндре.
  • Открыть крышку РБ.

  • Проверить возможность откручивания штуцера и надеть на него подготовленный заранее шланг. Второй конец трубки опустить в емкость для отработки.

  • Помощник садится за руль и накачивает давление 4-5 раз качнув педалью. В конце нужно зажать и удерживать ее.
  • Следом откручивается запорный штуцер и жидкость, вместе с воздухом выходит в емкость для слива отработки. Параллельно нужно следить за уровнем масла в РБ, при необходимости доливать его.

  • Когда пузыри полностью выйдут штуцер закрывается.
  • Для исключения остатка воздуха в магистрали, рекомендуется операцию 2-3 раза повторить.

Самостоятельная замена сцепления

При замене сцепления следует внимательно осматривать все снимаемые детали, вполне возможно замена всего узла не понадобится, достаточно будет поменять только некоторые детали.

Замена сцепления производится в следующей последовательности:

  1. Отсоединяются клеммы аккумулятора.
  2. От трансмиссии отключается рычаг переключения передач.
  3. От резонатора отсоединяется выхлопная труба, затем от кожуха КПП отсоединяется рабочий цилиндр. От самого КПП отсоединяется кардан.
  4. Отвинчиваются болты, крепящие стартер к корпусу коробки передач, но перед этим следует отпустить две нижние гайки, которые крепят трансмиссию к блоку двигателя.
  5. Снимается КПП, затем демонтируется корзина сцепления. После снятия корзины освобождается диск сцепления
  6. На этом этапе при необходимости производится замена главного цилиндра и прочих комплектующих, например, меняется вилка сцепления или усики на корзине.
  7. Сборка и установка узла производится в обратной последовательности.

При сборке все детали необходимо тщательно промыть, но ни в коем случае нельзя этого делать в бензине или в масле. Смазка осуществляется только тормозной жидкостью.

Сцепление является одним из важнейших узлов в автомобиле, без которого он просто не тронется с места. Поэтому эта сложная система требует должного внимания и ухода. Неисправности в работе сцепления могут привести к самопроизвольному движению автомобиля, а это уже прямая угроза жизни окружающих.

Технические параметры сцепления «семерки»: классификация и параметры

Вазовские модели комплектуются однодисковой муфтой с центральной пружиной. Автомобилисты, интересующиеся, какое сцепление лучше поставить на ВАЗ 2107, должны принять во внимание, что его тип зависит от мощности силового агрегата. Узлы отличаются параметрами нажимной пружины, кожухом и размерами ведомого диска, а весь комплект состоит из трех элементов:

  1. Нажимного диска.
  2. Ведомого диска.
  3. Выжимного подшипника.

Нажимной диск

На вазовской классике используются два типа таких механизмов:

  • 2103 – для машин с моторами объемом до 1,5 л.
  • 2121 – для авто с двигателями объемом до 1,7 л.

Внешне они практически идентичны, их легко можно перепутать – диаметр диска в обоих случаях составляет 200 мм. Однако отличительные знаки все же есть:

  • На изделии 2121 имеется метка в виде шестимиллиметрового отверстия в одной из прорезей лепестка диафрагменной пружины.
  • Ширина фрикционных накладок 2103 составляет 29 мм, а 2121 – 35 мм.

Ведомый диск

Чтобы определиться, какое сцепление лучше поставить на автомобиль ВАЗ 2107, не помешает знать, что диск для «классики» довольно просто отличить от «переднеприводного» по отгибам, которые частично прикрывают демпферные пружины. Ведомые диски выпускаются в двух типоразмерах:

  • 200х140 – для моторов объемом до 1,5 л; бывают двух марок: 2103 и 2107, на последнем установлены безасбестовые накладки.
  • 200х130 – диск по документации носит марку 2121 и разработан для Нивы, но возможна установка и на «семерку». Кроме размера отличается усиленным демпфером с усиленными диафрагменными пружинами.

Еще один заметный фактор – ведомый диск 2121 имеет большее количество заклепок на накладках, чем аналог под маркой 2103.

Выжимной подшипник

Деталь поставляется в комплекте и имеет дополнительное название – муфта выключения. Для «классики» ее маркировка также начинается с набора цифр 2101. Подшипник визуально отличается наличием проволочных скобочек, с чем знакомы автолюбители, выполнявшие замену рабочего цилиндра на Lada.

Комплект деталей сцепления для Нивы можно ставить на любой автомобиль из ряда классических. Такие детали рассчитаны на большие нагрузки, а стало быть, дольше прослужат. Единственное неудобство – «нивовская» корзина потребует больших усилий на педали муфты.

Как прокачать сцепление на ВАЗ 2107: подготовка

Рабочий цилиндр сцепления и его прокачной штуцер

Перед тем, как прокачать сцепление на ВАЗ 2107, нужно подготовить инструменты и расходные материалы:

  • гаечный ключ на 8;
  • сухая ветошь;
  • тонкий прозрачный шланг (хорошо подходит медицинская капельница);
  • тара для слива рабочей жидкости;
  • бутылка литра свежей тормозной жидкости.

В качестве ключа, которым будет открываться прокачной штуцер, лучше брать накидной, зажимной, или глубокую головку на 8, так как рожковые ключи лижут грани. Длина шланга должна составлять около 0,5-1 метра. В качестве рабочей жидкости на ВАЗ 2107 может быть использована тормозная, марки DOT-4 (чаще используется на инжекторном авто) либо DOT-3 (как правило залита в старых карбюраторных моделях). Тары 0,5 литра хватит, даже если нужна полная замена, поэтому брать больше, имеет смысл лишь когда заодно необходимо прокачать и тормозную систему.

Как лучше менять?

Производить замену устройства лучше всего, установив автомобиль на подъемник, эстакаду или смотровую канавку. Если такой возможности нет, то можно поднять авто с помощью домкрата, чтобы добраться до узла снизу. Для безопасности нужно зафиксировать колеса, чтобы машина не покатилась или поставить на ручной тормоз.

Инструменты

Для проведения ремонта нужно приготовить соответствующий инструментарий:

  • комплект ключей;
  • отвертки;
  • пассатижи;
  • чистую ветошь;
  • домкрат;
  • новый расходный материал.

При выборе нового комплекта для замены, нужно покупать оригинальные детали, лучше в сборе.

Этапы

Процедура замены состоит из следующих этапов:

    Открыв капот, в первую очередь нужно обесточить автомобиль. Для этого необходимо снять минусовую клемму с аккумулятора.

Моторный отсек ВАЗ 2107

Демонтаж дисков с узла

Установка нового диска

После окончания ремонта систему автомобиля следует проверить на работоспособность.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector