0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема движения охлаждающей жидкости в двигателе

Зачем нужно охлаждение двигателя и как это работает

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (далее — ДВС) представляет собой строгую очередность микровзрывов горючей смести в цилиндрах. Соответственно повышается и температура двигателя, которая становится критической. Подобные процессы неминуемо приводят к выходу из строя силового агрегата любого транспортного средства. Именно поэтому во всех современных ДВС обязательно применяется система охлаждения.

  1. Функции и виды системы
  2. Структура системы
  3. Принцип работы системы
  4. Основные неисправности системы
  5. Основы эксплуатации и обслуживания системы
  6. Постоянный контроль уровня охлаждающей жидкости
  7. Диагностика негерметичности системы
  8. Симптомы перегрева или недостаточного нагрева двигателя

Схема системы охлаждения двигателя

Для бензинового и дизельного двигателей применяются схожие конструкции систем охлаждения. Их стандартный набор элементов следующий:

    обычный, масляный радиатор и радиатор охлаждающей жидкости;

рубашка охлаждения двигателя;

  • система управления.
  • Рассмотрим каждый из этих элементов по отдельности:

    1. Радиаторы.

      В обычном радиаторе нагретая жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. Чтобы повысить его эффективность, в конструкции используется специальное устройство трубчатого вида.

    Масляный радиатор предназначен для уменьшения температуры масла системы смазки.

  • Для охлаждения отработавших газов системы их рециркуляции задействуют третий вид радиаторов. Он позволяет охлаждать топливно-воздушную смесь при её сгорании, благодаря чему меньше образовывается оксидов азота. Дополнительный радиатор снабжен отдельным насосом, который также включен в систему охлаждения.
  • 2. Вентилятор радиатора. Для повышения эффективности работы радиатора в нём используется вентилятор, который может иметь различный приводной механизм:

    механический (соединен на постоянной основе с коленчатым валом мотора автомобиля);

  • электрический (работает от тока аккумулятора).
  • Наиболее распространен электрический вид вентиляторов, управление которым осуществляется в достаточно широких пределах.

    3. Центробежный насос. При помощи насоса в системе охлаждения обеспечивается циркуляция её жидкости. Центробежный насос может быть оснащен различным типом привода, например, ременным или же шестеренным. У двигателей с турбонаддувом помимо основного может быть использован дополнительный центробежный насос для более эффективного охлаждения турбокомпрессора и наддувочного воздуха. Для управления работой насосов используется блок управления двигателем.

    4. Термостат. При помощи термостата осуществляется регулировка количества жидкости, попадающей в радиатор. Устанавливается термостат в патрубке, ведущем к радиатору от рубашки охлаждения мотора. Благодаря термостату можно управлять температурным режимом системы охлаждения.В автомобилях с мощным двигателем может быть использован термостат несколько иного вида — с электрическим подогревом. Он способен обеспечить регулирование температурного режима жидкости системы в двухступенчатом диапазоне при трех рабочих положениях.

    В открытом состоянии такой термостат находится во время максимальной работы двигателя. При этом температура охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор, понижается до 90 °С, благодаря чему снижается вероятность детонации двигателя. В остальных двух рабочих положениях термостата (открытое и полуоткрытое) температура жидкости будет поддерживаться на отметке 105 °С.

    5. Теплообменник отопителя. Поступающий в теплообменник воздух нагревается для последующего его использования в отопительной системе автомобиля. Для повышения эффективности работы теплообменника его размещают непосредственно на выходе охлаждающей жидкости, прошедшей через двигатель и имеющей высокую температуру.

    6. Расширительный бачок. Вследствие изменения температуры охлаждающей жидкости меняется и её объем. Чтобы компенсировать его, в систему охлаждения встраивается расширительный бачок, поддерживающий объем жидкости в системе на одном уровне.

    7. Рубашка охлаждения двигателя. В конструкции такая рубашка представляет собой каналы для жидкости, проходящие через головку блока двигателя и блок цилиндров.

    8. Система управления. В качестве элементов управления системы охлаждения двигателя в ней могут быть представлены следующие устройства:

      Температурный датчик циркулирующей жидкости. Датчик температуры преобразует величину температуры в соответствующую величину электрического сигнала, который подается на блок управления. В тех случаях, когда система охлаждения используется для охлаждения отработавших газов или в других задачах, в ней может быть установлен ещё один температурный датчик, устанавливаемый на выходе радиатора.

    Блок управления на электронной основе. Получая от датчика температуры электрические сигналы, блок управления автоматически реагирует и выполняет соответствующие воздействия на другие исполнительные элементы системы. Обычно, блок управления имеет программное обеспечение, выполняющее всю функции по автоматизации процесса обработки сигналов и настройки работы системы охлаждения.

  • Также, в системе управления могут быть задействованы следующие устройства и элементы: реле охлаждения мотора после его остановки, реле вспомогательного насоса, термостатный нагреватель, управляющий блок радиаторного вентилятора.
  • Система воздушного или прямого охлаждения

    В системе прямого охлаждения двигатель охлаждается непосредственно с помощью воздуха, проходящего через него. Это такая же система охлаждения, которая используется для мотоциклетных двигателей.

    В ней воздух находится в непосредственном контакте с двигателем, следовательно, она также известна как система прямого охлаждения.

    Система воздушного охлаждения используется для небольших двигателей, таких как велосипеды, газонокосилки и т. д.

    Преимущества системы воздушного охлаждения

    1. Конструкция двигателя становится проще.
    2. Ремонт легко в случае повреждений.
    3. Отсутствие громоздкой системы охлаждения облегчает обслуживание системы.
    4. Нет опасности утечки охлаждающей жидкости.
    5. Двигатель не подвержен заморозкам.
    6. Это автономное устройство, так как оно не требует радиатора, жатки, резервуаров и т.д.
    7. Установка системы воздушного охлаждения проста.

    Недостатки двигателей воздушного охлаждения

    1. Их можно использовать только в местах, где температура окружающей среды ниже.
    2. Охлаждение не равномерное.
    3. Более высокая рабочая температура по сравнению с двигателями с водяным охлаждением.
    4. Производят больше аэродинамического шума.
    5. Удельный расход топлива выше.
    6. Более низкие максимально допустимые коэффициенты сжатия.
    7. Вентилятор, если он используется, потребляет почти 5% мощности, вырабатываемой двигателями.

    Жидкостная система охлаждения

    Жиддкостная система охлаждения более инерционна, двигатель медленно прогревается, но и медленно остывает. Кроме того, большая теплоемкость охлаждающей жидкости обеспечивают интенсивный и равномерный теплоотвод и меньшую температуру деталей.

    Теплота, отводимая от двигателей, используется для подогрева впускного трубопровода и улучшения смесеобразования, а также для отопления кабины или салона автомобиля в холодную погоду.

    Приборы системы охлаждения:

    радиатора 3, вентилятора 1, жидкостного насоса 8, рубашки охлаждения блока цилиндров, рубашки охлаждения головки блока цилиндров, термостата 10, патрубков 6,17 шлангов 9, расширительного бачка, приборов контроля температуры жидкости 13, сливных краников 18, 19.

    Рекомендации по замене охлаждающей смеси

    1. Следует периодически проверять различные периферийные устройства системы охлаждения, чтобы убедиться, что они в хорошем состоянии. Змеевик, который вращает водяной насос, не должен быть сломан или изношен. Шланги нагревателя должны быть гибкими, не рыхлыми или ломкими, а зажимы, удерживающие их на месте — плотными. Любые утечки должны незамедлительно устраняться, так как автомобиль, работающий на низких оборотах охлаждающей жидкости, может перегреться.
    2. При этом антифриз может протекать через прокладку головки двигателя и тогда вы увидите белый дым из выхлопной трубы, если двигатель нагреется (белый выхлоп, если холодный, как правило, безвредный, т. к. сгорает конденсат), или почувствуете сладкий, жженный запах.
    3. Если у вашего автомобиля стоит датчик температуры и он слегка поднимается при интенсивном использовании, например, при буксировке или при движении по крутому склону в жаркую погоду — это вполне допустимо. Но если он поднимается слишком далеко или загорается сигнальная лампа, остановитесь, выключите автомобиль и поднимите капот.

    Замена жидкости и промывка

    Хладагент меняют примерно раз в 2 года (или через каждые 45 000 километров пробега). Для этого сначала необходимо слить жидкость, для чего нужно:

    • ослабить пробку, находящуюся в расширительном бачке;
    • открыть кран, расположенный в радиаторе, предварительно подставив под него емкость для сбора охладителя.

    При сливе лучше обеспечит наклон авто вперед, чуть приподняв его заднюю часть. Так хладагент будет вытекать гораздо быстрее. Наклон обеспечивают путем установки небольших брусочков под задние колеса или с помощью домкрата.

    После требуется промыть систему. Для этого надо выполнить следующие действия:

    • залить в систему дистиллированную воду (в идеале – чуть подкисленную лимонной или уксусной кислотой);
    • запустить мотор и дать ему поработать некоторое время (не больше 20 минут в общей сложности);
    • заглушить двигатель и слить воду описанным выше способом.

    Зачем нужна промывка? Дело в том, что в результате коррозии, а также наличия в охладителе специальных примесей на патрубках узла образуется налет, который существенно затрудняет их проходимость. В результате отъем тепла от цилиндрогруппы и его перенос на радиатор становятся куда менее эффективными. Для очистки можно использовать не только воду, но и специальные составы, которые можно приобрести в автомобильных магазинах. Однако следует учитывать, что это обойдется гораздо дороже. Впрочем, результат очистки будет гораздо лучше.

    Затем необходимо заправить новый хладагент. Это делают через расширительный бачок, предварительно отсоединив его с посадочного места и освободив одно из отверстий. Когда заправка завершена, бачок устанавливают на прежнее место и на некоторое время запускают мотор. Это необходимо для того, чтобы охладитель равномерно разошелся по системе. После заправки обязательно нужно проверить уровень хладагента и убедится в отсутствии подтеканий.

    Братцы помогите третьи сутки пытаюсь подсоединить предпусковой подогреватель говорят в систему охлаждения нужно врезатсья между двигателем и печкой но как узнать куда эта жидкость течет.

    ПЖД или электросамовар?

    Сними шланги от радиатора печки и заведи авто на несколько сек. и попроси когонить глянуть из каго шланга пойдет давление.
    Тот который под давлением и есть нагнетающий а тот который молчит или слабое давление обратка.

    и еще. шланг нагнетания идет от помпы.

    не ПЖД а какой то для Зилов и иномаророк Д7в

    Последний раз редактировалось Faisabad; 13.11.2009 в 19:53 .

    Ясно. Вместо слива с блока ввернешь штуцер по шланг Ф16. Котёл крепишь ниже уровня этого штуцера. Крепишь там где будет тройник в подачу печки. Лучше если выход из котла будет вертикально вверх. Обязательно врежь в шланг котла кран закрывающий циркуляцию чз котёл при езде, т.к. без этого уменьшается давление на печку и будет холоднее чем раньше. Хорошо если этот кран будет доступен без подъёма кабины

    Сними шланги от радиатора печки и заведи авто на несколько сек. и попроси когонить глянуть из каго шланга пойдет давление.
    Тот который под давлением и есть нагнетающий а тот который молчит или слабое давление обратка.

    и еще. шланг нагнетания идет от помпы.

    В печку идет с головки, самый горячий антифриз. Обратка в помпу. Помпа тянет и печку протягивает

    Заведи,прогрей и когда шланги будут уже теплые(а лучше дождись горячих),включи печку на полную мощность(имею ввиду вентилятор печки). Подожди пару минут. И трогай шланги около двигателя. Подача на печку будет заметно горячее,чем обратка.

    а собственно что за самовар Д7в .

    Если память не изменяет, то на печку идет с корпуса термостата, а возвращается в блок.

    Изменяет. С корпуса термостата идет либо на малый круг, либо на радиатор основной. На печку стопудов с башки, обычно с задней части

    низ котла (подача) с блока,выход котла (верх) через тройник к шлангу на печку ,который идет с блока.

    На схеме нет тройников с печки и сказано что нужно разрезать подачу на печку и врезать котел, правильно ли это или когда котел не будет работать печка не будет греть.

    С крышки термостата выход на радиатор, там же на печку выход. А сливается всё обратно на помпу
    Кстати в мануале к ПЖД12Б всё расписано . Врезаешься между термостатом и печкой.

    Мдя, очень знакомое фото;)

    Это правильно. И проще. И менее эфективно. Половина блока прогреватся будет хуже т.к. ты фактически в одном месте и забираешь тосол и отдаёшь, да ещё и радиатор печки греешь.

    Спасибо всем огромное сегодня услышал как работает жидкостный подогреватель, но меня терзает один вопрос нужно ли включать зажигание и ставить вентилятор печки на малые обороты ведь энергия аккумулятора не вечна.

    а зачем включать печку? я что-то не понял?

    Так сказано в инструкции по эксплуатациии этого подогревателя

    эээ..как бэ проще ( если юзаешь кипятильник на 220 вольт) в салон ставить подогреватель типа «ветерок» . уже три зимы использую эту схему!двиг греется кипятильником, салон — ветерком. при минус 30-35 , за пару часов двиг прогревается до половины рабочей температуры . ( до -15 . вообще не включаю кипятильник — просто лень с проводами заморачиватся — с 4 этажа пока протянешь. а на морозе он ( провод) дубеет еще. в общем так.

    Проявление неисправностей

    О том, что система охлаждения подводит, могут свидетельствовать рад признаков, среди которых:

    1. Из системы исчезает тосол;
    2. Двигатель долго и плохо прогревается. Если это связано с погодными условиями (мороз, отсутствие гаража), то нужно утеплить двигатель;
    3. Двигатель детонирует. Такая ситуация чаще всего может возникнуть из-за того, что машина, в которой неисправна система охлаждения, долго эксплуатируется без надлежащего ремонта;
    4. Датчик, находящийся на панели приборов, показывает достижение угрожающей температуры ОЖ (стрелка в красной зоне);
    5. Теряется крутящий момент. Это весьма неприятное явление, при котором, чаще всего именно из-за того, что произошел перегрев двигателя, пропускает прокладка головки.

    Диагностика неисправностей систем охлаждения

    Перегрев двигателя — это такой режим работы, который обусловлен закипанием охлаждающей жидкости. Однако проблемой является не один лишь перегрев. Эксплуатация мотора при постоянно пониженной температуре также является вредной, так как рабочая температура должна поддерживаться на определённом уровне. Холодный двигатель потребляет больше топлива, работает не с лучшей эффективностью, подвержен повышенным нагрузкам из-за повышенной вязкости системы смазки.

    Поломки термостата, вентилятора, термореле и датчиков нарушает правильное функционирование охлаждающей системы. Если признаки нарушения температурного режима обнаружены вовремя и возникновения фатальных неисправностей не произошло, то ремонт, скорее всего, не будет слишком длительным и дорогим. Поэтому всеми специалистами рекомендуется следить за температурными режимами работы мотора.

    Диагностику проблем и неисправностей следует начинать на холодном двигателе. Для начала нужно проверить правильность сочленения патрубков и трубок, сборку других элементов системы охлаждения, особенно если авто ремонтировалось незадолго до возникновения проблемы. Возможно, это смешно, однако известно много примеров, когда охлаждение не работает правильно из-за погрешностей сборки.

    Некоторые из этих случаев:

    • после переборки мотора шланг вентиляции картера соединён с расширительным бачком ОЖ;
    • установлен «неродной» вентилятор охлаждения, из-за неправильного положения лопастей которого воздух направляется не в том направлении;
    • лопасти крыльчатки вентилятора свободно проворачиваются на валу;
    • разъёмы датчика или вентилятора окислены, шатаются или повреждены.

    Нелишним будет также провести внешний осмотр радиатора, возможно, он загрязнён, забиты соты. Иногда негативно может сказываться слишком плотная защита двигателя, преграждающая путь воздуху снизу. Небольшая авария, приведшая только к поломке бампера, может привести к перегреву — в бампере бывают сформированы специальные направляющие, по которым проходит воздух к двигателю (VW Passat B5).

    После визуального осмотра системы охлаждения нужно проверить уровень антифриза, исправность клапанов пробки радиатора или бачка, герметичность шлангов и патрубков. Имеет смысл определиться, что залито в систему — антифриз или просто вода.

    Если первые шаги помогли вычислить какие-либо неисправности системы охлаждения двигателя, их необходимо устранить или учитывать при постановке «диагноза». Доливая жидкость, нужно не забывать, что далеко не в каждом автомобиле можно просто добавить антифриз, и всё. К примеру, у некоторых BMW при доливке ОЖ следует включать зажигание, а регулировки печки поставить на максимум, для того, чтобы открылись электромагнитные клапаны отопителя.

    При появлении подозрений на воздух, попавший в систему охлаждения, нужно вывернуть специальные пробки, предназначенные для выпуска воздуха. Они располагаются, как правило, в самой высокой точке системы. Если в машине есть расширительный бачок, можно проверить, циркулирует ли жидкость. Если при планомерном прогреве двигателя внутрь салона из воздуховодов отопителя поступает холодный воздух, это первейший признак воздушного «пузыря» в системе.

    Если термостат заведомо исправен, после прогрева радиатора нижний его патрубок и верхний должны иметь примерно одинаковую температуру. Большая разница температур этих патрубков свидетельствует о плохой циркуляции антифриза через радиатор.

    Через определённый промежуток времени после открытия термостата, по мере достижения температуры срабатывания, должен включиться вентилятор охлаждения радиатора. Если система содержит не электрический вентилятор, следует проверить датчик замыкания электромагнитной муфты или функционирование вязкостной муфты. Признаком неисправности вязкостной муфты можно считать возможность остановки и удержания вентилятора рукой. Обязательно соблюдать осторожность! Попытку остановки осуществлять мягким предметом, для исключения вероятности травмы руки или повреждения крыльчатки. Воздушный поток в правильном случае должен быть направлен на двигатель.

    Давление в охлаждающей системе автомобиля увеличивается пропорционально прогреву двигателя и плавно падает по мере его остывания. Если верхний патрубок, подходящий к радиатору, раздувает от повышения частоты вращения двигателя, то имеет смысл удостовериться, что в систему не попадает часть газов из мотора. Такое бывает, если прокладку ГБЦ пробило между каналом охлаждения и цилиндром или при повреждении самой головки блока. Одним из признаков этой проблемы выступает масляная плёнка в расширительном бачке. Также о газах сигнализируют пузырьки, появляющиеся в антифризе во время работы двигателя.

    Примеров того, как неправильно работающая система охлаждения приводила к серьёзным, вплоть до замены двигателя, проблемам для владельца, множество. Основным выводом следует сделать одно — в работе автомобиля нет мелочей и неважных неисправностей. Нужно замечать все изменения, анализировать их, делать правильные выводы. Если же владелец авто не разбирается в этом, следует регулярно обслуживать машину у хороших специалистов.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector