0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему выбрасывает тосол в расширительный бачок

Сама по себе жидкость действительно не изменяет объем. Однако все автовладельцы знают, что на расширительном бачке есть две отметки уровня: горячий и холодный. Чаще всего эти метки обозначаются «MAX» и «MIN».

Сама емкость устроена таким образом (речь идет об исправной системе), что при повышении уровня тосол не должен выплескиваться наружу, а при снижении в системе не должны образовываться воздушные пробки.

Из-за чего прыгает объем:

  • Большая часть системы находится внутри головки блока цилиндров. При нагревании металл увеличивается в объеме, соответственно полости для антифриза сдавливаются. При полном прогреве объем рубашки охлаждения может уменьшиться до 10%;
  • Внутри водяной помпы образуются пузырьки воздуха. Это явление называется кавитацией. Во время циркуляции общий объем жидкости (с воздухом) увеличивается;
  • На стенках гильз цилиндров может возникать локальное закипание антифриза (особенно, если жидкость потеряла часть рабочих характеристик). Из-за пузырьков пара общий объем снова увеличивается.

Даже после полной остановки мотора тосол обычно долгое время удерживается на отметке «MAX». Затем вы можете наблюдать, как уровень в бачке постепенно снижается до метки «MIN».

Замкнутая система охлаждения имеет множество соединительных фланцев, которые имеют предел прочности. При избыточном давлении соединение может потерять герметичность. Разумеется, через такие точки уходит антифриз.

Для сброса давления в расширительном бачке установлена пробка с клапаном. Лишний воздух стравливается, и разрушение системы не происходит. Тем не менее, автовладельцы часто сталкиваются с неисправностями, при которых система охлаждения выбрасывает тосол.

Чем наполняют расширительный бачок?

Чтобы бороться с проблемой, необходимо иметь минимальное представление о системе охлаждения автомобиля. Тосол представляет собой особый химический состав, который не позволяет двигателю перегреваться в теплое время года и не допускает замерзание радиатора в холода. Исходя из этого, тосол защищает двигатель от вредных воздействий высоких и низких температур.

Антифриз имеет специальный состав, температура кипения тосола намного выше, чем у обычной воды. В зависимости от типа двигателя и химического состава, она может варьироваться от 108 до 135 градусов Цельсия. Существуют, также составы, которые могут достигать 197 градусов.

Самое время рассмотреть состав расширительного бачка. Как вы поняли, тосол обладает массой положительных свойств, которые позволяют сохранить правильную работу двигателя. Поэтому, если система охлаждения работает правильно, то антифриз не закипит и двигатель сможет дольше продолжать свою работу. Тосол не обладает разрушающими для систем охлаждения веществами, а потому является безопасным.

Бачок заполняют охлаждающей жидкостью, которая через систему патрубков попадает в радиатор и двигатель. Жидкость циркулирует и в процессе нагрева образует пар, который выходит через отверстие в крышке расширительного бачка. Данная функция предназначена для выброса избыточного давления из системы охлаждения при расширении антифриза.

Какие последствия когда антифриз закипел

Последствия того, что закипел антифриз, зависят от того, насколько перегрелся двигатель. А это, в свою очередь зависит от марки машины (мощности двигателя и массы корпуса), конструкции мотора, а также времени между тем как непосредственно произошло закипание двигателя и его остановкой (моментом, когда он выключился и начал остывать). Условно разделим возможные последствия на три степени — легкую, среднюю и тяжелую.

Так, при легком перегреве двигателя (до 10 минут) возможно незначительное оплавление поршней двигателя. При этом они незначительно могут изменить свою геометрию. В большинстве случаев эта ситуация не является критической, разве что в случае, если с геометрией и до этого были проблемы. Если вовремя заметить закипание тосола и предпринять соответствующие меры, о которых пойдет речь далее, то достаточно устранить причину поломки и все будет в порядке.

Чтобы узнать причину перегрева двигателя необходимо проверить не забит ли радиатор, также.
Подробнее

Средний случай перегрева наступает приблизительно через 20 минут после того, как закипел тосол или антифриз. Так, возможны следующие типы поломок:

  • искривление корпуса головки блока цилиндров (актуально при достижении температуры двигателя +120 градусов и выше);
  • на ГБЦ могут появиться трещины (как микротрещины, так и трещины, видные человеческому глазу);
  • расплавление или прогорание прокладки блока цилиндров;
  • выход из строя (обычно полное разрушение) межкольцевых перегородок, стоящих на двигательных поршнях;
  • сальники начнут пропускать моторное масло, и оно может как вытекать наружу, так и смешиваться с закипевшим антифризом.

Уже перечисленных поломок достаточно для того, чтобы представить масштаб трагедии, которая может приключиться с автомобилем в случае, если закипел тосол. Все это чревато выполнением капитального ремонта движка.

Расширительный бачок с крышкой

Однако если водитель по каким-либо причинам проигнорировал закипание и продолжает ехать дальше, то наступает так называемая критическая «волна разрушений». В очень редких случаях мотор может попросту взорваться, то есть полностью лопнуть и выйти из строя, однако такое случается нечасто. Как правило, разрушения происходят в следующей последовательности:

  1. Оплавление и сгорание поршней двигателя.
  2. В процессе упомянутого оплавления расплавленный металл попадает на стенки цилиндров, тем самым затрудняя ход поршней. В конечном итоге поршень также разрушается.
  3. Зачастую после выхода из строя поршней машина попросту глохнет и останавливается. Однако если этого не происходит, то начинаются проблемы с моторным маслом.
  4. Из-за того, что масло также набирает критическую температуру, оно теряет свои эксплуатационные свойства, из-за чего под удар ставятся все трущиеся детали двигателя.
  5. Обычно мелкие детали оплавляются, и в жидком виде они прилипают к коленчатому валу, что естественным образом затрудняет его вращение.
  6. После этого начинают вылетать клапанные гнезда. Это приводит к тому, что под воздействием хотя бы одного поршня коленчатый вал попросту ломается, или, в крайнем случае, выгибается.
  7. Сломанный вал может легко пробить одну из стенок блока цилиндров, а это уже равносильно полному выходу двигателя из строя, и что самое интересное, восстановлению такой мотор уже вряд ли подлежит.

Очевидно, что последствия закипания тосола в системе охлаждения могут быть весьма печальными как для автомобиля, так и для его владельца. Соответственно, необходимо поддерживать охлаждающую систему в порядке, регулярно следить за уровнем антифриза, а при необходимости доливать его до нормального уровня. А в случае, когда закипание все же произошло, то нужно среагировать как можно быстрее, и предпринять действия по устранению неполадки.

Почему выбрасывает через резервуар?

Причин данной неисправности может быть немало. Однако среди них выделяют три самые распространенные:

  • неисправность крышки расширительного бачка;
  • некачественный (старый) тосол;
  • неисправность термостата.

Рассмотрим каждую проблему в отдельности.

Неисправность бачка и крышки

К сожалению, крышка и расширительный бачок со временем приходят в негодность. Если в резьбе соединения появятся даже мелкие сколы или заусенцы, крышка будет прилегать к горловине недостаточно плотно. Поэтому и выдавливает тосол из расширительного бачка.

Пружина тоже от времени проседает и перестает держать давление, тосол расширяется — выходит в бачок и наружу.

Сами расширительные бачки не всегда радуют автовладельцев качеством.Иногда стенки бачка просто лопаются и тосол выходит наружу.

Важно! У отечественных ВАЗов 10-й модели из-за проблем с клапаном крышки частенько происходит разрыв корпуса бачка. В этом случае протечку невозможно не заметить — антифриз выходит через дыру в большом количестве, а под капотом образуется много пара.

Низкое качество ОЖ

Еще одной причиной выдавливания антифриза может быть его невысокое качество. Приобретая такое вещество или меняя его реже положенного, вы сэкономите деньги, но это лишь на первый взгляд.

Ниже представлен перечень основных проблем, к которым приводит использование некачественного или устаревшего тосола.

  1. Перегрев мотора. Ка уже было сказано, основная функция тосола – охлаждение мотора. При сгорании горючего выделяется тепло, 1/3 которого (примерно) забирает на себя именно тосол. Двигатель в работе не должен нагреваться выше 90 градусов. Постоянный перегрев или даже «закипание» — явный признак того, что система дает слабину. Поэтому, тосол давит через расширительный бачок.
  2. Коррозия. Она повреждает любой металл, с которым контактировал антифриз низкого качества. Ржавчина, которая неизменно появляется на стенках мотора и каналов радиатора, полностью изолирует тепло. Как результат, скорость подачи тосола существенно снижается, падают объемы тепла для отвода, случается дополнительный перегрев. В свою очередь, он вызывает деформацию маслосъемных колец.
  3. Осадки. Различные частицы, которые не смог растворить плохо тосол, могут создавать осадок на деталях из металла. Осадки появляются, если смешать разные по химическому составу антифризы.

Термостат

Термостат может заклинить (не открывается), жидкость гоняет по малому кругу, происходит перегрев двигателя и это причина выброса охлаждающей жидкости. Требуется замена термостата или разборка и промывка.

Распространенные причины

Спровоцировать выброс антифриза через расширительный бачок способно огромное количество факторов. Только благодаря комплексной диагностике автомобиля можно определить, что именно поспособствовало этому. Но чаще всего у автомобилистов возникают описанные ниже проблемы.

Проблемы с расширительным бачком

Расширительный бачок – обычная пластиковая емкость, в которой содержится охлаждающая жидкость. Его конструкция крайне проста, однако могут возникнуть следующие проблемы:

  • Нарушение герметичности. Охлаждающая жидкость – продукт, который обладает огромнейшей текучестью. Это значит, что даже малейшая трещина способна стать причиной выдавливания жидкости. Наиболее этой проблеме подвержены места с высоким давлением. Распознать проблему можно по лужицам антифриза, которые образуются после длительного стояния автомобиля на стоянке. Рекомендуем перед каждой установкой расширительного бочка проверять его на герметичность при помощи компрессора.
  • Бракованные резьбовые соединения. Качество резьбы – это то, что во многом определяет герметичность устройства. Если на его поверхности образуются сколы и заусенцы, то детали уже не смогут плотно прилечь друг к другу. Из-за этого охлаждающая жидкость может выбиваться через микроскопические ходы.
  • Неисправность клапанной крышки. Клапанная крышка – деталь, которая может принести много головной боли любому автовладельцу. Распознать проблему можно по следующим признакам: на холостых оборотах протечка отсутствует, она появляется лишь при возрастании нагрузки на двигатель. Чтобы решить поломку, необходимо полностью разбирать клапан и чистить его. В некоторых случаях проводится замена детали.

Нарушение циркуляции охлаждающей жидкости

Если охлаждающая жидкость начинает неправильно циркулировать по системе, то двигатель начинает перегреваться. Из-за этого происходит повышение давление, а вследствие – взрыв. Охлаждающая жидкость начинает выдавливаться через крышку. Среди основных причин такой проблемы можно выделить:

  • Поломка термостата. Из-за этого охлаждающая жидкость начинает неправильно циркулировать в малом кругу, что приводит к нарушению охлаждению. Основная опасность такой проблемы – перегрев двигателя.
  • Появление пробок воздуха в трубках радиатора или же засорение каналов различными отложениями. Чтобы решить эту проблему, необходимо чистить и промывать систему. Если не сделать этого, существует высокая вероятность выхода из строя силового агрегата.
  • Поломка водяного насоса.

Утечка антифриза

Выбрасывать антифриз из расширительного бочка может из-за недостаточного его количества в системе. Если его мало, то двигатель начинает охлаждаться неэффективно. Из-за нагрева происходит стремительное испарение антифриза, что повышает давление в двигателе. Чтобы решить такую проблему, достаточно просто залить достаточное количество охлаждающей жидкости. Среди причин возникновения данной проблемы можно выделить:

  • Естественный износ шлангов, трубок и различных патрубков. Чаще всего надлом происходит в соединительном шланге на расширительном бочке. Временно решить проблему можно при помощи хомутов, но необходимо полностью заменить изношенную деталь.
  • Наличие трещин в радиаторе, печке, кондиционере. Распознать проблему можно по появлению запаха охлаждающей жидкости в салоне.
  • Появление разрушений в термостате, помпы. Регулярно осматривайте систему охлаждения на наличие подтеканий.
  • Пробитие прокладки головки блока цилиндров. Распознать проблему можно по выделению белого дума из выхлопной трубы, пару из-под крышки капота, появление эмульсии в расширительном бачке.

Срабатывание защитного клапана — причины и их последствия

Как только что было сказано, причиной того, почему выбрасывает тосол из расширительного бачка ваз 2114, чаще всего является негерметичность системы охлаждения двигателя. Она приводит к подсосу воздуха внутрь магистрали или, наоборот, препятствует нормальной циркуляции ОЖ и ее охлаждению. Это, в свою очередь, вызывает закипание жидкости в бачке и ее выдавливание через предохранительный клапан его крышки.

Основными причинами этого могут быть:

  1. Заводские дефекты бачка.
  2. Микротрещины на патрубках.
  3. Засоры или трещины на радиаторе.
  4. Неисправность водяного насоса.
  5. Неисправность термостата.
  6. Прогорание прокладки головки блока цилиндров.

Осмотр бачка

Начинать поиск неполадок следует с малого, а именно — с осмотра бачка, всех шлангов и патрубков системы охлаждения. Если на них будут замечены трещины или подтеки охлаждающей жидкости, то следует выполнить их замену.

На бачке, кроме трещин, следует обратить внимание на качество отливки и правильность формы корпуса. Если на нем будут заметны неоднородности, неаккуратные следы литейной формы (облой), сильные выпуклости или вмятины, то такой расширительный бачок лучше заменить на новый (выбирая который в магазине следует руководствоваться точно такими же правилами).

Радиатор

Следующий элемент системы, который нужно будет проверить — это радиатор. Его потребуется обследовать на герметичность и очистить от загрязнений (внешних и внутренних, в первом случае — продуванием, во втором — промывкой).

Очень часто именно плохая теплопроводность радиатора в виду его сильного загрязнения становится причиной неполного охлаждения ОЖ и как следствие — ее закипания внутри расширительного бачка.

Помпа и термостат

Если радиатор также окажется в порядке, то нужно будет проверить состояние помпы (водяного насоса) и термостата (о том, как это сделать, мы рассказывали ранее). Если в ходе проверки обнаружится неисправность какой-либо из этих деталей, то ее нужно будет заменить на аналогичную.

В некоторых же случаях, например — в долгой дороге, можно попытаться «вернуть к жизни» заклинивший термостат (гоняющий перегретую жидкость только по малому кругу), постучав по его корпусу. Правда, эта мера является временной, и не исключает его дальнейшей замены.

Прокладка головки блока цилиндров

Последней причиной того, почему выкидывает тосол из расширительного бачка ваз 2114, является прогорание прокладки головки блока цилиндров. Эта неисправность является самой серьезной, поскольку, вытекая из охлаждающей рубашки, ОЖ моментально смешивается с моторным маслом, образуя стойкую эмульсию. Она, по понятным причинам, резко теряет свои смазывающие способности, приводя к перегреву подвижных частей мотора и даже к его заклиниванию.

Верным признаком того, что охлаждающая жидкость попала в моторное масло, является густой белый дым, выходящий из выхлопной трубы.

Обнаружив подобную неисправность, медлить нельзя — следует сразу же прекратить поездку и вернуться в гараж (а если она случилась в дальней дороге — то посетить ближайшую СТО или вызвать эвакуатор, поскольку капитальный ремонт двигателя может выйти куда дороже).

Прибыв домой или в мастерскую, нужно будет демонтировать ГБЦ и произвести замену паронитовой прокладки (сделать это можно как самостоятельно, так и в автосервисе, но в любом случае после окончания ремонта рекомендуется выполнить полную диагностику состояния мотора).

Низкий уровень антифриза

Если уровень охлаждающей жидкости в резервуаре упал ниже допустимой нормы, в какой-то момент хладагент может выплеснуться наружу. Это происходит из-за слишком быстрого нагрева антифриза, его интенсивного испарения и повышения давления в системе. Уменьшение количества хладагента может быть связано:

  • с естественным износом шлангов, трубок, патрубков. Часто трескается соединительный шланг на расширительном бачке. Если заменить изношенную деталь нечем, можно временно использовать хомуты;
  • повреждениями радиатора. Соты теплообменника нередко страдают от камней, вылетающих из-под колес, а также подвергаются коррозии. После длительной эксплуатации могут появиться трещины на боковых бачках радиатора;
  • неисправностью помпы, например, с износом манжеты или выходом из строя прокладки между помпой и блоком цилиндров;
  • поломкой термостата. Нарушение герметичности этого прибора чаще всего случается в результате износа прокладок.

Срабатывание защитного клапана — причины и их последствия

Как только что было сказано, причиной того, почему выбрасывает тосол из расширительного бачка ваз 2114, чаще всего является негерметичность системы охлаждения двигателя. Она приводит к подсосу воздуха внутрь магистрали или, наоборот, препятствует нормальной циркуляции ОЖ и ее охлаждению. Это, в свою очередь, вызывает закипание жидкости в бачке и ее выдавливание через предохранительный клапан его крышки.

Основными причинами этого могут быть:

  1. Заводские дефекты бачка.
  2. Микротрещины на патрубках.
  3. Засоры или трещины на радиаторе.
  4. Неисправность водяного насоса.
  5. Неисправность термостата.
  6. Прогорание прокладки головки блока цилиндров.

Осмотр бачка

Начинать поиск неполадок следует с малого, а именно — с осмотра бачка, всех шлангов и патрубков системы охлаждения. Если на них будут замечены трещины или подтеки охлаждающей жидкости, то следует выполнить их замену.

На бачке, кроме трещин, следует обратить внимание на качество отливки и правильность формы корпуса. Если на нем будут заметны неоднородности, неаккуратные следы литейной формы (облой), сильные выпуклости или вмятины, то такой расширительный бачок лучше заменить на новый (выбирая который в магазине следует руководствоваться точно такими же правилами).

Радиатор

Следующий элемент системы, который нужно будет проверить — это радиатор. Его потребуется обследовать на герметичность и очистить от загрязнений (внешних и внутренних, в первом случае — продуванием, во втором — промывкой).

Очень часто именно плохая теплопроводность радиатора в виду его сильного загрязнения становится причиной неполного охлаждения ОЖ и как следствие — ее закипания внутри расширительного бачка.

Помпа и термостат

Если радиатор также окажется в порядке, то нужно будет проверить состояние помпы (водяного насоса) и термостата (о том, как это сделать, мы рассказывали ранее). Если в ходе проверки обнаружится неисправность какой-либо из этих деталей, то ее нужно будет заменить на аналогичную.

В некоторых же случаях, например — в долгой дороге, можно попытаться «вернуть к жизни» заклинивший термостат (гоняющий перегретую жидкость только по малому кругу), постучав по его корпусу. Правда, эта мера является временной, и не исключает его дальнейшей замены.

Прокладка головки блока цилиндров

Последней причиной того, почему выкидывает тосол из расширительного бачка ваз 2114, является прогорание прокладки головки блока цилиндров. Эта неисправность является самой серьезной, поскольку, вытекая из охлаждающей рубашки, ОЖ моментально смешивается с моторным маслом, образуя стойкую эмульсию. Она, по понятным причинам, резко теряет свои смазывающие способности, приводя к перегреву подвижных частей мотора и даже к его заклиниванию.

Верным признаком того, что охлаждающая жидкость попала в моторное масло, является густой белый дым, выходящий из выхлопной трубы.

Обнаружив подобную неисправность, медлить нельзя — следует сразу же прекратить поездку и вернуться в гараж (а если она случилась в дальней дороге — то посетить ближайшую СТО или вызвать эвакуатор, поскольку капитальный ремонт двигателя может выйти куда дороже).

Прибыв домой или в мастерскую, нужно будет демонтировать ГБЦ и произвести замену паронитовой прокладки (сделать это можно как самостоятельно, так и в автосервисе, но в любом случае после окончания ремонта рекомендуется выполнить полную диагностику состояния мотора).

На что влияет уровень охлаждающей жидкости

Охлаждение двигателя обеспечивает движение жидкости по герметичной системе каналов и трубок. Пока двигатель не прогрелся до рабочей температуры, крыльчатка помпы гонит охлаждающую жидкость сначала по малому кругу (блок цилиндров, головка блока цилиндров (ГБЦ), печка). После того как охлаждающая жидкость нагревается до 80-90 градусов, открывается термостат и антифриз начинает циркулировать по большому кругу (малый круг, радиатор).

По мере прогрева объем охлаждающей жидкости увеличивается на 3-5 процентов и ее излишки уходят в расширительный бачок. Когда мотор остывает, жидкость из расширительного бачка возвращается внутрь двигателя. Благодаря этому удается избежать завоздушивания и образования паровых пробок. Если уровень антифриза меньше необходимого, то его недостаточно для заполнения двигателя во время охлаждения. Поэтому во время пуска мотора в ГБЦ будут образовываться воздушные или паровые пробки, которые нарушают температурный режим ГБЦ. В результате головка перегревается, это приводит к ее растрескиванию, разрушению масляных и охладительных каналов, снижению компрессии и мощности мотора, увеличению расхода топлива и другим неприятным последствиям.

Если уровень больше необходимого, то давление в системе окажется выше нормального, это приведет к увеличению риска протечек из-под шлангов и крышек расширительно бачка или радиатора.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector