0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Очистка системы кондиционирования автомобиля своими руками

Когда стоит чистить кондиционер в авто, как это делать и какими средствами?

Автор: Дмитрий Сапко

Автомобильный кондиционер – довольно сложная и нежная система, которую важно поддерживать в отличном рабочем состоянии. При наличии проблем с работой климатической остановки лучше обращаться к специалистам. Устраняются неполадки на дорогостоящем оборудовании, которое проводит диагностику, выявляет неполадки и устраняет их максимально точно. Но некоторые процессы можно выполнить своими руками, не переплачивая за услуги СТО тысячи рублей. Существует несколько вариантов чистки кондиционера. Первый – это прочистка системы подачи воздуха в салон, и это на самом деле можно сделать своими руками. Также при определенной сноровке можно очистить радиатор кондиционера для более эффективной работы устройства и устранения неприятных запахов. А вот антибактериальная чистка, очистка фреона – это задача исключительно для станций обслуживания. Без специального оборудования такие задачи выполнить невозможно.

Вообще понятие чистки климатической системы воспринимается по-разному. Для одного владельца это полное устранение загрязнений на всем круге циркуляции фреона, для другого – устранение источника неприятных ароматов в салоне. В зависимости от ваших пожеланий будет меняться и спектр необходимых работ. На полках автомобильных магазинов вы можете найти десятки средств, которые обещают вам простую прочистку климатической системы без сложностей и за короткий срок. Выполняют ли эти средства свои обещания? Сегодня мы постараемся разобраться с этими вопросами. Также рассмотрим, когда нужно заниматься чисткой системы микроклимата в салоне авто, и какие материалы лучше всего для этой цели использовать.

Содержание

  • Когда необходимо чистить кондиционер
    • Основные ситуации, когда нужно почистить кондиционер
  • Какие способы очистки существуют
    • Химическая чистка
    • Пенная чистка
  • Какие средства для очистки стоит покупать
  • Как избежать появления бактерий в кондиционере
  • Подводим итоги

Чистка кондиционера

Климатической установкой сейчас оборудуется большинство современных автомобилей, она предназначена поддерживать заданную температуру в салоне, создавая комфорт. Любой кондиционер состоит из таких основных компонентов как:

  • компрессор, обеспечивающий сжимание и движение хладагента по контуру;
  • конденсор – основной радиатор охлаждения, находящийся спереди авто;
  • испаритель – салонный радиатор;
  • термовентиль, понижающий давление газа перед испарителем;
  • вентилятор, охлаждающий потоком воздуха конденсор;
  • соединительные трубки, обеспечивающие герметичность, не позволяющие фреону утекать из замкнутого контура;
  • ресивер-осушитель.

В течение эксплуатации транспортного средства на элементах климатической установки оседает пыль, частички грязи, соляные отложения, из-за этого нормальное функционирование системы нарушается, требуется очистка деталей. Но обслуживание производить нужно грамотно, необходимо знать, как правильно почистить кондиционер.

В этой статье мы рассмотрим, когда и как следует обслуживать систему кондиционирования авто – менять салонный фильтр, очищать испаритель и конденсор от грязи (мусора), следить за состоянием климатической установки в целом. Если обслуживание производить вовремя, «климатика» сможет долгое время функционировать без поломок, радовать своей бесперебойной работой.

Инструкция по обработке

Независимо от конструкции и типа кондиционера, антибактериальная чистка пеной всегда выполняется в одинаковом порядке:

  1. Отключите охлаждающий агрегат от электросети. В машине достаточно заглушить двигатель и выключить зажигание.
  2. Откройте крышку внутреннего блока, извлеките фильтры. На автомобиле нужно вытащить элемент, фильтрующий салонный воздух.
  3. Хорошенько встряхните баллончик, обильно нанесите средство на ребра испарителя и по возможности – на крыльчатку (турбину) вентилятора. Не экономьте и не оставляйте часть жидкости «на потом», 1 упаковка рассчитана на одну обработку.
  4. Выждите в течение 5—15 минут, точный временной интервал прописан на баллоне.
  5. Включите агрегат на проветривание, обороты вентилятора – максимальные. Если производитель реагента указывает в инструкции, переведите кондиционер в режим обогрева / охлаждения.
  6. Снятые фильтры тщательно промойте, пользуясь мягкой щеткой и кухонным средством. После просушки установите элементы обратно и закройте крышку.

Примечание. После дезинфекции и запуска охладителя пенная жидкость стечет в поддон и уйдет на улицу через дренаж.

В нашем перечне отсутствует важный этап работ – частичная разборка аппарата. Предлагаем рассмотреть его отдельно для каждой разновидности кондиционеров.

Удаление бактерий из сплит-системы

Простейший метод обеззараживания внутреннего модуля не требует дополнительного описания – снимаете верхнюю крышку и действуете по инструкции, приведенной выше. Но есть нюанс: подобным образом не удастся удалить бактерии с турбины и после запуска эта нечисть снова окажется в испарителе.

Рекомендуем потратить лишних 20—30 минут и добраться до вентилятора, руководствуясь пошаговой инструкцией:

  1. Демонтируйте фильтры и крышку. Аккуратно изгибая пластик посередине, снимите поворотные жалюзи. Торцы без проблем выйдут из гнезд.
  2. Отыщите и открутите все саморезы, удерживающие переднюю панель внутреннего блока. Часть креплений прячется под заглушками, еще пара винтов находится под крышечкой отсека с электрическим разъемом (изображен выше на фото).
  3. Разблокируйте пластиковые защелки и полностью снимите панель. Обычно фиксаторы расположены сверху и по бокам агрегата.

Блок электрики лучше изолировать от попадания влаги

Некоторые модели «сплитов» оснащены ЖК-дисплеем, встроенным в лицевую панель. Перед снятием найдите разъем дисплея, отключите его от колодки.

Прежде чем наносить дезинфицирующее вещество, изолируйте электрический блок полиэтиленовой пленкой (можно пакетом). Потом хорошенько запеньте испаритель и турбину. Перед включением сплит-системы установите корпус в обратном порядке. Подробности разборки и обработки домашнего кондиционера своими руками смотрите на видео:

Чистка оконных и мобильных охладителей

Конструкция моноблоков позволяет относительно легко добраться до фильтров и лицевой части испарителя – достаточно снять крышку и вытащить сетчатый элемент. Можно снаружи запенить теплообменник и на этом успокоиться, но вначале задумайтесь, что творится внутри аппарата.

Поверхностная антибактериальная обработка кондиционера не даст стопроцентный результат, поскольку крыльчатка осевого вентилятора, поддон и теплообменник – конденсатор останутся грязными. Что предлагается сделать с оконным моноблоком:

  1. Отключите аппарат от сети и вытащите из установочного проема. Другим способом снять внешний кожух нельзя.
  2. Поставьте бытовой прибор на большой стол и открутите по бокам корпуса винты. Снимите кожух.
  3. Отсоедините переднюю крышку (или панель целиком) и вытащите фильтры.
  4. Пользуясь щеткой, кистью и моющим средством, вычистите внутренности агрегата – оба теплообменника с двух сторон, конденсатную ванночку и крыльчатку.
  5. Обработайте испаритель и внутренние элементы дезинфицирующей химией, прикрыв электрические контакты и компрессор пленкой. Дальше работайте согласно инструкции.

При необходимости внутренний радиатор можно открутить и аккуратно отодвинуть в сторону, насколько позволяют медные трубки с фреоном. После промывки / сушки фильтров соберите оконный блок и поставьте в проем, затем включите и проверьте работоспособность.

Испаритель вычищается механически, затем наносится моющее средство

Мобильный комнатный кондиционер разобрать легче – аппарат не придется вытаскивать из окна, только отсоединить воздуховод. Затем снимаются боковые панели, крышки, фильтры, и производится очистка аналогичным образом.

После наведения порядка внутри охладителя вы наверняка почувствуете результат – пропадет затхлый запах, а эффективность работы улучшится. Процесс разборки оконного моноблока демонстрируется в очередном видео:

Обслуживание автокондиционера

В отличие от бытовых «сплитов», добраться до испарителя в машине весьма затруднительно. Вместе с радиатором салонного отопителя теплообменник запрятан в глубине торпедо, за центральной консолью. Доступ к вентилятору зависит от марки авто – в одних моделях турбину видно из подкапотного пространства при снятом фильтре, в других нужно раскручивать бардачок.

По указанным причинам антибактериальная очистка автокондиционера делается без разборки в следующем порядке:

  1. Снимите салонный фильтр. Элемент после дезинфекции лучше поменять.
  2. Отыщите дренажный патрубок, выходящий из испарителя. В большинстве автомобилей он расположен на правой боковине центральной консоли, со стороны переднего пассажира. Трубка закрыта декоративным пластиковым кожухом.

Панель снимается с пассажирской стороны

  • Удалите декоративную панель либо оттяните ее в сторону, отсоедините патрубок от дренажного штуцера.
  • Закрепите на баллоне насадку с длинной трубкой. Просуньте конец трубки внутрь штуцера до упора. Действуйте аккуратно, чтобы не погнуть алюминиевые ребра теплообменника.
  • Задувайте в испаритель пену, постепенно вынимая шланг из штуцера. В конце быстро наденьте обратно патрубок, дабы пена не испачкала напольное покрытие.
  • Остаток жидкости задуйте внутрь воздуховодов со стороны улицы. Выждите положенное время, заводите мотор и включайте вентиляцию.
  • Важный нюанс. В некоторых авто, например, кроссоверах Kia Sportage III, вместо дренажа вы найдете датчик температуры испарителя. Это не проблема – вытаскивайте прибор из гнезда и вставляйте в отверстие шланг, как показано в видеоролике.

    Погрузив трубку баллона внутрь воздуховода, уплотните зазоры в штуцере ветошью, иначе пена вылезет в салон. В период сушки полностью откройте передние дверцы машины, чтобы пары химии выветрились наружу.

    Почему не стоит заправлять кондиционер у дороги

    Экспресс-заправка кондиционера авто за 15 минут, популярная в летнюю жару, выглядит заманчиво: не нужно специально ехать в автосервис и тратить время. Баллон с фреоном подключают к машине непосредственно при вас прямо на улице, демонстрируют движение стрелок на красивых разноцветных манометрах, а результат — прохлада в салоне — очевиден сразу. Цена такой услуги вполне привлекательна. Идеальный сервис? Не совсем.

    Как правило, счастье автовладельца длится 2–3 дня, после чего кондиционер вновь начинает дуть тёплым воздухом. Всё дело в утечке: заправленный в систему фреон выходит в атмосферу за пару дней. Разумеется, поиском утечек хладагента «в поле» экспресс-заправщики кондиционеров не занимаются и никакой ответственности за свою работу не несут. И автовладельцу всё же приходится ехать в полноценный автосервис и повторно платить за ту же услугу по заправке кондиционера. Только в условиях сервиса мастера сразу локализуют и устранят утечку хладагента.

    Но даже если вам повезло и утечки фреона нет, существует и отложенный негативный эффект от экспресс-заправки кондиционера, ведь при ней не выполняются необходимые дополнительные работы. Например, вакуумирование. Когда в системе остаётся менее половины хладагента, велик риск её завоздушивания и попадания внутрь влаги. Для откачки из магистрали атмосферного воздуха нужен специальный вакуумный насос. Если не выполнить эту процедуру, то внутри компрессора и алюминиевых трубок кондиционера начнётся коррозия, которая приведёт к дорогому ремонту.

    Также для нормальной работы компрессору кондиционера необходима смазка. Иногда на корпусе агрегата есть отдельный маслозаливной болт, но чаще используется специальный фреон с добавлением масла. Стоит ли говорить, что никакого смазывания при уличной заправке кондиционера не выполняют. А если вы настоите на ней — велик риск, что вам зальют не дорогое полиалкиленгликолевое масло PAG, необходимое современным компрессорам, а более дешевое полиэфирное масло POE для холодильных установок.

    Три способа восстановить работоспособность кондёра

    Транспортное средство требует такой же уход, как и любой бытовой прибор. Конечно, можно отвезти его и показать специалисту, когда система начнёт барахлить. Они правильно поставят диагноз и почистят испаритель. А можно и своими силами прибегнуть к процессу чистки кондиционера.

    Сравнительно несложная задача состоит из трёх этапов:

    1. Мытьё самого устройства.
    2. Дезинфекция климатической системы.
    3. Заправка кондёра.

    Следуя данному алгоритму, можно тремя способами привести в рабочее состояние охладитель воздуха.

    Способ №1: при помощи аэрозоля

    Спрей – отличный помощник автовладельцу транспортного средства, которому нет ещё пяти лет. Также его можно применять как профилактическое средство. На рынке выбор чистящей продукции широк и разнообразен, поэтому сложно сказать, что лучше. Каждый подберёт для себя оптимальное решение проблемы исходя из финансовых соображений или иных предпочтений.

    Перед использованием аэрозоля обязательно ознакомьтесь с прилагаемой инструкцией.

    Как чистить кондиционер в автомобиле при помощи спрея?

    Способ №2: при помощи пенного очистителя

    Доступный вариант очистки автокондиционера своими руками – использовать пену. Она помогает автовладельцу не только самостоятельно промыть кондёр, но и одновременно продезинфицировать его. Пена приобретается в любом магазине, специализирующемся на продаже средств для чистки испарителя.

    Схема применения весьма проста:

    1. Демонтировать расположенный внутри салона фильтр системы кондиционирования.
    2. Заполнить пеной воздуховоды.
    3. Запустить мотор после времени, указанного в инструкции.
    4. Включить кондёр.
    5. Проверить работоспособность системы в разных режимах.
    6. Проветрить салон машины.

    Не забудьте установить под дренажной трубкой ёмкость для сбора отработанного дезинфицирующего средства.

    Оказывается, чистить кондиционер в машине самому несложно. Главное, подробно изучить инструкцию и не спеша выполнять все рекомендации, указанные в ней.

    Способ №3: при помощи подручных средств

    Давно уже автовладельцы, да и не только они, стали проявлять смекалку. Придя в магазин и изучив состав дорогостоящих средств, обнаруживается, что, чтобы очистить кондиционер автомобиля, необходимо всего лишь в аптеке купить раствор хлоргексидина, который обойдётся всего лишь в 10 руб. за флакон объёмом 0,1 л.

    Обычно этим препаратом принято проводить дезинфекцию в медицинских учреждениях, бороться с плесенью, поэтому можно спокойно очищать хлоргексидином систему охлаждения воздуха.

    Если в аптеке не оказалось хлоргексидина, воспользуйтесь аналогами (Дезихэнд, Дезин) или другими дезинфицирующими средствами — Хлорамин Д, Лизоформин 3000. Для эффективности в раствор добавляют спирт в соотношении 1:1.

    Теперь даже новичку не придётся долго пыхтеть над решением задачи, как промыть систему охлаждения в любимом авто, когда из неё стал выходить неприятный запах.

    Особенности механической очистки кондиционера

    Если очистка автокондиционера не принесла желаемых результатов, и неприятный запах в салоне продолжает появляться, обратитесь в специализированный сервис за помощью или проведите самостоятельную механическую очистку системы. В последнем случае вам необходимо будет обновить все уплотнители и патрубки, выкачать фреон.

    Придерживайтесь следующей инструкции:

    • Демонтируйте панель приборов, получив доступ к испарителю;
    • Выкачайте фреон;
    • Демонтируйте печку (требуется не всегда);
    • Отсоедините патрубки и датчики, подключенные к испарителю;
    • Достаньте и промойте радиатор от загрязнений (используйте раствор мыла и воды);
    • Оцените состояние компрессорной установки (может потребоваться замена смазки);
    • Соберите систему;
    • Заправьте кондиционер хладагентом, используя соответствующий набор.

    Приведенные выше способы достаточно просты. С их помощью очистку кондиционера сможет осуществить каждый автолюбитель. Если после использования одного из методов проблема осталась, имеет смысл попробовать провести полную антибактериальную обработку автомобиля или другой вариант чистки.

    Что становиться причиной загрязнений кондиционера автомобильного?

    Принцип работы автомобильного кондиционера схож с обыкновенным домашним холодильником. Его основная задача заключается в своевременном охлаждении воздуха внутри салона машины. Без климатической установки сегодня не сходит с конвейера ни один новый автомобиль. Это неизменный атрибут комфортабельности современных транспортных средств.

    Первые кондиционера были диковинкой и роскошью для преимущественной части владельцев автомобилей. Сегодня ими нельзя никого удивить. Даже сельскохозяйственная техника оснащается климатическими установками для регулирования охлаждения воздуха в кабине. Активное применение кондиционеров породила проблему возникновения неприятного запаха в результате загрязнения установки.

    Без принципа работы и устройства климатической установки невозможно понять механизм появления загрязнений и как следствие создания питательной среды для болезнетворных микроорганизмов. На первый взгляд большей части водителей принцип работы кондиционера автомобильного прост и понятен. Достаточно нажать в салоне кнопочку и через несколько секунд приятный холодок наполнит салон машины.

    На самом деле климатическая установка включает в себя отдельные элементы от слаженной работы, которых зависит эффективность охлаждения воздуха.

    Принцип работы кондиционера следующий:

    1. При нажатии кнопки управления в салоне автомобиля активируется электрическая муфта и стальной прижимной диск. Если прислушаться, можно услышать глухой щелчок. Это поверхность прижимного диска примагнитилась к шкиву.
    2. Постоянное вращение шкива обеспечивается за счёт приводного ремня. Включая двигатель, мы запускаем ремень. Если климатическая установка не активна шкив вращается вхолостую без нагрузки.
    3. После примагничивания прижимного диска к шкиву начинает работу компрессор кондиционера. Он максимально уменьшает объём находящегося в газообразном состоянии фреона, который очень сильно нагревается. Дальше разогретый фреон направляется в конденсатор.
    4. Главная задача конденсатора максимально охладить горячий фреон. Происходит процесс конденсирования (выделения влаги) и фреон переходит в жидкую форму.
    5. Жидкий фреон попадает в испаритель, начиная переходить в газообразное состояние, и выделяет большое количество холода. Происходит охлаждение испарителя с выделением большого количества влаги (1-2 литра за час работы кондиционера).

    Вентилятор направляет охлаждённый воздух с испарителя непосредственно в салон автомобиля. Жидкость, которая образовалась в процессе охлаждения воздуха выходит через дренажное отверстие в окружающую среду. Если автомобиль стоит на месте с включённым двигателем и кондиционером под ним в передней части капота может образоваться лужа.

    Большая часть производителей автомобилей размещает испаритель кондиционера в районе бардачка салона за плотным слоем пластика. За счёт этого охлаждённому воздуху проще попасть в салон автомобиля.

    Воздух, использующийся в системе кондиционирования автомобиля, забирается из окружающей среды. Он проходит только лишь грубую стадию очистки. Именно поэтому он несёт в себе определённый процент влаги и микроорганизмы. Охлаждаясь, уличный воздух, полностью отдаёт влагу испарителю и улетучивается в салон машины. Испаритель постоянно находится в окружении повышенной влажности.

    Как известно, из школьного курса биологии именно влажная среда становиться очагом развития и размножения микробов и бактерий. Влага словно магнит притягивает к себе пылевые части. Они, накапливаясь, образуют настоящие грязевые отложения в испарителе. Именно испаритель нуждается в периодической очистке, так как является настоящей фабрикой бактерий, грибка и прочих болезнетворных микроорганизмов.

    Они с охлаждаемым воздухом попадают внутрь салона автомобиля и наши лёгкие. Всё это отрицательным образом сказывается на самочувствии человека и состоянии его организма. Он подвергается постоянным атакам со стороны болезнетворных микроорганизмов. Именно поэтому необходима очистка кондиционера в автомобиле. Выполнить её можно собственными силами и необязательно тратить деньги, обращаясь к специалистам.

    Способы очистки

    На выбор способа чистки автокондиционера влияют не только ваши личные возможности, а и другие факторы, такие как возраст автомобиля и условия эксплуатации ТС.

    К примеру, очистка аэрозолем подходит для сравнительно новых авто (5 лет и менее). Основное преимущество этого способа в том, что для того, чтобы почистить автомобиль, вам не потребуется демонтировать кондиционер. Более того, здесь не нужно будет запасаться распылителем и компрессором, ведь баллону и воздухозаборнику даже не нужно контактировать друг с другом. При условии наличия профессионального и качественного состава, вы получите возможность быстро и качественно почистить грибок, плесень, а также запахи, скопившиеся в каналах прибора авто. Одного баллона такого аэрозоля вполне хватает для очистки всей системы кондиционирования и для восстановления производительности агрегата, которая, к слову, имеет тенденцию падать при скоплении грязи.

    Второй, не менее эффективный способ самостоятельно почистить воздушные каналы заключается в использовании жидкости, бачка с распылителем и компрессора. Для этого специально подобранный состав подаётся в дренажный канал слива большими порциями. Во время этой операции через дренаж можно будет пронаблюдать, как выходит грязная субстанция, унося с собой множество вредоносных микроорганизмов и бактерий.

    Примерно таким же образом происходит процесс работы с пенным очистителем автокондиционера, разница только в консистенции используемого средства.

    Существует еще один эффективный способ, направленный на очищение и дезинфекцию вентиляции – ультразвуковой. Однако эта методика требует наличия специализированного оборудования, которое вряд ли выпадет случай использовать своими руками.

    Для того, чтобы выбранный вами способ оказался действительно эффективным, нужно приобрести качественное очищающее средство.

    Чистка от пыли – работаем с химией

    Берем ранее купленный баллончик с химической жидкостью, встряхиваем его несколько раз, подключаем небольшой удлинитель к выпускному клапану и приступаем к работе. Процесс заключается в том, чтобы провести опрыскивание из баллончика между всеми «ребрами» испарителя. Чистку нужно произвести в два этапа, с интервалом в 20–30 минут. Первый раз опрыскивание из баллончика преследует цель смочить всю пыль, а во второй раз – выдуть то, что само не отпало.

    Чтобы химическое средство максимально подействовало на ваш испаритель и убило все микробы и грибки, советуем только через час приступить к обратной сборке панели автомобиля. Этого времени хватит, чтобы система просохла, и остатки химии улетучились. После очистки кондиционера от пыли рекомендуется заменить фильтр салона, если такой имеется в вашем автомобиле, и провести чистку воздушных каналов в торпеде.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector