0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужно ли регулировать клапана с гидрокомпенсаторами

Во время работы силового агрегата автомобиля в системе постоянно происходят температурные колебания. Детали нагреваются под влиянием высоких температур, происходит их расширение, а значит, величина зазора также постоянно меняется. Определенный уровень зазора, установленный изготовителем мотора, играет важную роль во время эксплуатации транспортного средства. Отклонение величины от нормы приводит к снижению динамических показателей авто и увеличению уровня расхода бензина.

Впервые гидрокомпенсатор был проверен на деле в 1930 году. Тогда американская автомобилестроительная компания Cadillac оснастила свое детище подобным механизмом. Результат превзошел все ожидания. Но в силу того, что такая конструкция двигателя была слишком сложной и дорогой, от гидравлических элементов пришлось на время отказаться

С появлением гидрокомпенсаторов жить рядовому автолюбителю стало чуточку проще – регулировать клапана больше нет никакой необходимости. Всю работу проделают именно эти механизмы, значительно увеличивающие продолжительность жизни силового агрегата машины. Их конструкция предопределяет наличие следующих составляющих:

  • Кулачек распредвала
  • Плунжер и втулка
  • Пружина ГРМ и клапана плунжера
  • Клапан и масляные каналы

Эта конструкция использует давление масла для регулировки уровня зазора между клапанами и валом. Клапан находится в закрытом положении под влиянием пружины, если на него не давит кулачек. Когда пружина давит на плунжер и втулку, происходит перемещение компенсатора к валу, что обеспечивает минимальный зазор. Поступающее по каналам под давлением масло попадает внутрь плунжерной пары и фактически окутывает клапан. Таким образом, компенсатор выступает в роли жесткого элемента, воздействуя на клапан ГРМ, тем самым его открывая.

Пpинцип дeйcтвия гидpoкoмпeнcaтopa

Зaключaeтcя в aвтoмaтичecкoм измeнeнии длины гидpoкoмпeнcaтopa нa вeличинy paвнyю зaзopy в ГPM. Этo дocтигaeтcя пepeмeщeниeм eгo дeтaлeи пoд дeиcтвиeм пpyжины и пoдaчeи мacлa из cиcтeмы cмaзки двигaтeля.

Уcтpoйcтвo гидpoкoмпeнcaтopa

Ocнoвными дeтaлями гидpoкoмпeнcaтopa являютcя: кopпyc, плyнжepнaя пapa, пpyжинa плyнжepa и oбpaтный клaпaн (pиc. 2).

Pиc. 2. Pacпoлoжeниe — рacпoлoжeниe гидpoкoмпeнcaтopoв:

  • a — в тoлкaтeлe c вepxним pacпpeдвaлoм;
  • б — в тoлкaтeлe c нижним pacпpeдвaлoм;
  • в — в кopoмыcлe; г — в oпope pычaгa пpивoдa клaпaнa ГPM;
  • 1 — кyлaчoк;
  • 2 — плyнжep;
  • 3 — втyлкa плyнжepa;
  • 4 — пoлocть пoд плyнжepoм;
  • 5 — пpyжинa плyнжepa;
  • 6 — пpyжинa шapикoвoгo клaпaнa;
  • 7 — cтoпopнoe кoльцo;
  • 8 — pычaг пpивoдa клaпaнa;
  • 9 — дpeнaжнoe oтвepcтиe.

Кopпycoм мoжeт cлyжить (в зaвиcимocти oт кoнcтpyкции пpивoдa клaпaнoв) цилиндpичecкий тoлкaтeль, кopoмыcлo или чacть гoлoвки блoкa цилиндpoв.

Плyнжерная пара состоит из:

  • втулки, обеспечивающей движeниe плyнжepa в cтpoгo зaдaннoм нaпpaвлeнии. Зaзop мeждy ними cocтaвляeт 5 — 8 мкм для oбecпeчeния гepмeтичнocти;
  • плyнжepa — cтaльнoгo цилиндpa, в нижнeи чacти кoтopoгo имeeтcя oтвepcтиe, coeдиняющee пoлocти внyтpи плyнжepa и пoд ним. B нeкoтopыx кoнcтpyкцияx c oднoплeчим pычaгoм иcпoльзyeтcя плyнжep бeз внyтpeннeй пoлocти, a вepxняя чacть eгo имeeт вид cфepичecкoи гoлoвки и cлyжит oпopoй.
  • пpyжинa плyнжepa pacпoлoжeнa мeждy ним и втyлкoй (в пoлocти пoд плyнжepoм).
  • 0бpaтный клaпaн в бoльшинcтвe cлyчaeв пpeдcтaвляeт coбoй cтaльнoй пoдпpyжинeнный шapик.

Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Если начинают стучать гидрокомпенсаторы, что делать в таком случае? Есть два пути решения проблемы – полная замена комплекта или ремонт дефектных экземпляров. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Замена

Преимущество замены – гарантия хорошего результата. Недостатков два. Комплект оригинальных каталожных деталей обойдется дорого. Самому вряд ли получится правильно установить его, поэтому машину придется передавать в сервисный центр. Тут также придется подождать два-три дня.

Нужно принимать во внимание, что на некоторые машины зарубежного производства распространяется дефицит деталей. Приходится ждать, когда приедет полный комплект, тратить деньги на оплату почтовых услуг, записываться на ремонт в сервисный центр. Для правильного монтажа придется еще выделить некоторую сумму на одноразовые детали – герметик и прокладки.

Если случай запущенный и водитель не пытается предпринять действия по восстановлению нормальной работы мотора, последствия могут оказаться печальными. Сначала при запуске со временем усиливается стук. Далее пропадает ровный холостой ход. Так как регулировка теплового зазора не происходит должным образом, с каждым разом становится сложнее набирать обороты. В конечном итоге изнашивается весь клапанный механизм, ремонт двигателя становится неизбежным.

Ремонт

Чтобы быстро устранить неисправность, надо сначала узнать, какой именно компенсатор начинает стучать. Ремонт возможен в том случае, если неисправность начинает проявлять себя на холодную. При регулярном использовании качественной смазки, со своевременной ее заменой, стоит лишь купить оригинальное масло, поменять фильтр и проверить результат еще раз. Скорее всего, владелец, сам того не понимая, купил поддельную канистру.

На начальном этапе стоит купить и промывочное масло. Вместе с ним придется обзавестись двумя фильтрами. Один используется при заливке промывочного материала, другой надо прикрутить тогда, когда техническая жидкость успела прогнаться по системе за 15-20 минут работы в холостом режиме. Для особых случаев понадобится агрессивный состав. Например, аптечный димексид. В его химической структуре присутствуют жесткие элементы, способны снять сажу и другие отложения вне зависимости от их толщины.

Ремонт гидрокомпенсаторов клапанов

Гидрокомпенсатор (ГК) — устройство, предназначенное для автоматической регулировки теплового зазора клапанов. Его наличие в ГРМ отменяет необходимость ручного регулирования.

ГК может подстраивается под любой зазор, представляя собой маленький гидроцилиндр, меняющий свою длину за счет особенностей конструкции и давления моторного масла.

Однако гидрокомпенсатор — не вечный механизм, поэтому может выйти из строя по тем или иным причинам и некорректно справляться со своей задачей. Что приводит к нарушению функционала ГРМ и силового агрегата. Эксперты Моторпейдж рекомендуют не оставлять неисправный ГК без внимания и при первых же симптомах срочно их устранять.

Признаки неисправности гидрокомпенсаторов

Определить поломку или отклонения в работе можно по характерному звонкому стуку, возникающему при заведенном моторе. Он появляется, поскольку ГК не успевает выбирать вовремя зазор. Обычно частота звона в два раза реже, чем количество оборотов двигателя. Сильнее работает ДВС – чаще стук.

Вместе с основными признаками наблюдаются и второстепенные:

  1. уменьшение мощности двигательного агрегата;
  2. мотор работает громче обычного;
  3. повышенный расход масла;
  4. низкое или высокое давление в смазочной системе.

Первые два из перечисленных появятся в любом случае, если гидрокомпенсатор неисправен. А симптомы, связанные с маслом, сопровождают лишь определенные поломки ГК.

Причины нарушений работы гидрокомпенсаторов

Загрязнение перепускного клапана или масляного канала. Происходит из-за некачественной смазки или затягивания сроков замены масла. При забитом канале, через который смазочная жидкость поступает в устройство, нужное масляное давление не успевает сформироваться. Следовательно, ГК не подбирает правильный зазор. Из-за загрязнений устройство может вовсе заклинить.

Естественный износ. В этом случае также может наблюдаться заклинивание элемента (характерный признак — наличие стука даже на прогретом двигателе), деталь перестает функционировать. Симптоматична и протечка шарикового клапана, который не удерживает масло внутри гидрокомпенсатора, устройство теряет жесткость.

Проблемы в системе смазки. Выражаются следующим образом:

  • Используется слишком вязкое или жидкое масло (а возможно просто некачественное). Смазочная жидкость не прибывает в нужном объеме или наоборот, вытекает быстрее, чем наполняется плунжер.
  • Наличие протечки в системе, либо недостаточный уровень масла — насос не может выдать необходимое давление для корректной работы гидрокомпенсатора.
  • Перелив смазки в систему, нарушение компрессии или засоры — все это тоже приводит к высокому давлению масла.

Ремонт гидрокомпенсаторов

Если масляное давление в норме, и смазку недавно меняли (она точно качественная и подходит двигателю), а также мотор предварительно промывался, но звонкий стук все равно есть, то дело в компенсаторе. Самый базовый и просто способ починки — добавить в смазочную систему при разогретом ДВС специальные присадки. Они улучшат свойства масла и очистят ГК.

Но действуют эти средства постепенно и конечный эффект наступает в пределах 500 км пробега. Отложенное действие — недостаток этого варианта. Для надежности лучше прочистить или заменить компенсаторы вручную.

Примечание! Эти процедуры требуют надлежащего исполнения. В противном случае можно плохо вычистить ГК, неправильно установить, а то и вовсе сломать. Потому Motorpage.ru рекомендует обратиться к специалистам для диагностики и последующего ремонта.

Диагностика и обслуживание гидрокомпенсаторов

Потребуется гаечный ключ для откручивания головки блока цилиндров, чтобы получить доступ к ГК. Также стоит обзавестись измерительным щупом.

После того, как головка снята, можно произвести диагностику одним из способов:

  • Найти любой открытый клапан и замерить тепловой зазор. Если он составляет больше 0,1 мм, то элемент нуждается в обслуживании.
  • Надавить по очереди на компенсаторы. В рабочем состоянии ход должен быть жестким и продавить их трудно. Проваливаются легко? Значит, они неисправны.

Далее нерабочие устройства необходимо достать из гнезд с помощью магнита или инерционного съемника. Если у снятых ГК есть видимые дефекты, то их можно сразу выкинуть.

Промывка

По мнению экспертов Моторпейдж, лучше обойтись без разбора элементов по нескольким причинам.

Во-первых, обратно собрать уже может не получиться, и тогда потенциально рабочий компенсатор станет точно сломанным.

Во-вторых, промывание без разбора уже обеспечит достаточную очистку. В том случае, когда после произведенных действий работоспособность ГК не восстанавливается, придется покупать замену.

Перед промыванием нужно заготовить емкость для бензина, керосина или специальной очистительной жидкости, в которую предстоит окунать деталь и чистить (например, зубной щеткой).

Алгоритм действий следующий:

  • нажать на отверстие компенсатора предметом, подходящим по диаметру, одновременно опуская деталь в заготовленную жидкость, чтобы она попала внутрь;
  • повторить эту процедуру несколько раз;
  • вылить всю залитую жидкость, одновременно нажимая на ГК и отверстие для залива.

Если все сделано правильно, то компенсатор должен свободно сжиматься. Теперь остается смазать элемент маслом, вернуть на место и проделать то же самое с остальными нерабочими ГК, которые можно восстановить. Затем необходимо завести двигатель для проверки и прокачать компенсаторы (см. ниже), предварительно собрав ГРМ. Стук остался? Покупаете аналогичные ГК и устанавливаете вместо неисправных

Примечание! После очистки или замены желательно промыть смазочную систему и поменять масло.

Прокачка гидрокомпенсаторов

После установки деталей нужно выполнить прокачку для удаления попавшего внутрь воздуха. Иначе даже новые и исправные элементы могут стучать.

  • завести машину и дать поработать 3-4 минуты на 2500 оборотах;
  • потом придержать 30-40 секунд на холостом ходу;
  • в конце заглушить автомобиль на минуту.

Повторять прокачку следует до прекращения стука, но не более 5-7 раз.

Как работают гидрокомпенсаторы клапанов?

Принцип работы гидрокомпенсаторов — рациональное изменение зазора между клапанами и параллельными осями. Все изменения производятся автоматически. Перемещения деталей происходят ввиду подачи масла и действия пружин. При наличии этого механизма отпадает необходимость регулировать клапанную систему — открытие и закрытие клапанов происходит без внешнего вмешательства. Когда зазор меняется, толкатель «дожимает» клапан до необходимого положения.

Устройство гидрокомпенсатора включает в себя плунжерную пару и клапан, проводящий масло. Для компенсатора масло крайне важно. Показатель сжатия невысок, поэтому масляное давление является главной силой работы «гидрика».

Где находится гидрокомпенсатор?

На самом верху силового агрегата находится головка блока цилиндров. Внутри нее происходит вращение распределительных валов. По своему виду распредвал напоминает обычную ось с кулачками, под которыми и располагаются компенсаторы. Масло легко заполняет их, когда они в расслабленном состоянии, а вот его выход происходит в течение нескольких часов. Подвод рабочей жидкости осуществляется из канала, расположенного в подшипниковом корпусе, через специальное отверстие.

Главные элементы устройства — плунжерные пары, установленные в ГБЦ вместо обычных втулок и болтов. Плунжер все время давит на рычаг клапана, прижимая его к кулачку распределительного вала.

О холодном пуске замолвите слово

Многие автовладельцы часто жалуются на то, что во время запуска двигателя машины в зимний период возникает характерный цокот гидрокомпенсаторов. Возникновение этого паразитного стука при запуске мотора «на холодную» — распространенная ситуация, обусловленная следующими моментами: — использование масла повышенной вязкости; — запуск двигателя без предварительного подогрева (в теплом гараже, либо за счёт предпускового подогревателя); — запуск машины при отрицательных температурах (ниже -10-15 градусов).

Использование масла с высокой вязкостью при отрицательных температурах ведет к тому, что коленчатому валу, намного сложнее проворачивать мотор. Вторичный вал и привод дополнительных агрегатов страдают этой же проблемой, поэтому вязкое масло при запуске двигателя достаточно долго разжижается и доходит до компенсаторов.

Стоит помнить, что запуск мотора при отрицательных температурах всегда сложнее, поэтому рекомендуется устанавливать предпусковые подогреватели или парковать автомобиль в отапливаемых гаражах.

В случае, если парковать автомобиль в теплом гараже нет возможности, то следует использовать предпусковые обогреватели двигателей и заливать масло с низкой степенью вязкости. Также не лишним будет потратить чуть больше времени на прогрев мотора, а после начала движения — избегать сильных нагрузок до тех пор, пока ДВС не выйдет на свою «рабочую» температуру.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Пpинцип дeйcтвия гидpoкoмпeнcaтopa

Зaключaeтcя в aвтoмaтичecкoм измeнeнии длины гидpoкoмпeнcaтopa нa вeличинy paвнyю зaзopy в ГPM. Этo дocтигaeтcя пepeмeщeниeм eгo дeтaлeи пoд дeиcтвиeм пpyжины и пoдaчeи мacлa из cиcтeмы cмaзки двигaтeля.

Уcтpoйcтвo гидpoкoмпeнcaтopa

Ocнoвными дeтaлями гидpoкoмпeнcaтopa являютcя: кopпyc, плyнжepнaя пapa, пpyжинa плyнжepa и oбpaтный клaпaн (pиc. 2).

Pиc. 2. Pacпoлoжeниe — рacпoлoжeниe гидpoкoмпeнcaтopoв:

  • a — в тoлкaтeлe c вepxним pacпpeдвaлoм;
  • б — в тoлкaтeлe c нижним pacпpeдвaлoм;
  • в — в кopoмыcлe; г — в oпope pычaгa пpивoдa клaпaнa ГPM;
  • 1 — кyлaчoк;
  • 2 — плyнжep;
  • 3 — втyлкa плyнжepa;
  • 4 — пoлocть пoд плyнжepoм;
  • 5 — пpyжинa плyнжepa;
  • 6 — пpyжинa шapикoвoгo клaпaнa;
  • 7 — cтoпopнoe кoльцo;
  • 8 — pычaг пpивoдa клaпaнa;
  • 9 — дpeнaжнoe oтвepcтиe.

Кopпycoм мoжeт cлyжить (в зaвиcимocти oт кoнcтpyкции пpивoдa клaпaнoв) цилиндpичecкий тoлкaтeль, кopoмыcлo или чacть гoлoвки блoкa цилиндpoв.

Плyнжерная пара состоит из:

  • втулки, обеспечивающей движeниe плyнжepa в cтpoгo зaдaннoм нaпpaвлeнии. Зaзop мeждy ними cocтaвляeт 5 — 8 мкм для oбecпeчeния гepмeтичнocти;
  • плyнжepa — cтaльнoгo цилиндpa, в нижнeи чacти кoтopoгo имeeтcя oтвepcтиe, coeдиняющee пoлocти внyтpи плyнжepa и пoд ним. B нeкoтopыx кoнcтpyкцияx c oднoплeчим pычaгoм иcпoльзyeтcя плyнжep бeз внyтpeннeй пoлocти, a вepxняя чacть eгo имeeт вид cфepичecкoи гoлoвки и cлyжит oпopoй.
  • пpyжинa плyнжepa pacпoлoжeнa мeждy ним и втyлкoй (в пoлocти пoд плyнжepoм).
  • 0бpaтный клaпaн в бoльшинcтвe cлyчaeв пpeдcтaвляeт coбoй cтaльнoй пoдпpyжинeнный шapик.

Замена гидрокомпенсаторов

Если промывка гидрокомпенсаторов вручную или с помощью присадки не привела к устранению стучания, то устройство придется менять.

Для демонтажа необходимо:

  • поставить автомобиль на ровную поверхность;
  • снять минусовую клемму с АКБ;
  • снять защитную крышку с мотора;
  • демонтировать ресивер впускного коллектора двигателя;
  • снять модуль зажигания и шланг вентиляции картера;
  • демонтировать крышку головки блока цилиндров;
  • снять приводные шестерни распредвалов;
  • отключить разъем датчика давления масла;
  • снять кронштейн задней опоры валов;
  • демонтировать корпус подшипников вместе с направляющей свечой зажигания;
  • вынуть распредвалы, оставив метки для последующего монтажа;
  • извлечь гидрокомпенсаторы, используя магнит.

Установка новых гидравлических компенсаторов производится в обратном порядке.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector