1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нива 4х4 раздатка как пользоваться

Какая функция раздаточной коробки Нива 2121?

Советский внедорожник ВАЗ 2121 был разработан в качестве вездехода как в условиях пути по бездорожью, так и в черте города. Первый полноприводный представитель АвтоВАЗа стал универсальным решением с повышенной функциональностью. Наиболее популярны Нива 21214 и Нива 21213.

Демультипликатор или раздаточная коробка необходима для распределения момента силы двигателя на оси автомобиля.

Среди возможностей раздаточной коробки на Ниву 2121 выделяют:

  • позволяет внедорожнику преодолеть сложные участки дороги,
  • блокировка межосевого дифференциала,
  • повышение вращательного момента ведущих колес,
  • отключение одного из ведущих мостов внедорожника,
  • установка коробки отбора мощности для дополнительного оборудования.

Изменить передаточное число с 2,135 до 3,15 — это реально!

До недавнего момента единственным выходом была переделка всей начинки раздаточной коробки. Причина — в том, что никто, кроме самого ВАЗа, не занимался производством косозубых комплектов. Почему?

Дело в том, что профиль зуба заводских шестерен НИВА спроектирован специально для условий работы РК. По конструкции он существенно отличается от стандартного (ГОСТовского), поэтому никому пока не удавалось повторить эту технологию на собственном оборудовании.

Трудность изготовления заключалась в том, что производителям тюнинга никак не удавалось добиться необходимого сопряжения заводских и доработанных шестерен. В итоге, для изменения передаточного числа пониженного и повышенного рядов в раздаточной коробке приходилось прибегать к доработке всех шестерен:

  • повышенной и пониженной,
  • промвала,
  • шестерни дифференциала.

Однако существует и менее затратный, но от этого не менее эффективный способ модификации РК Нивы, который заключается в изменении параметров только двух деталей: шестерни пониженной раздатки Нива и промвала.

Для его реализации потребовалось провести комплексную подготовку производства, в ходе которого мы приобрели и подготовили к работе необходимое высокоточное оборудование (зубофрезерные, косозубый долбежный, шевинговальные станки) и инструмент, разработали конструкторскую документацию.

В частности, для изготовления так называемых закрытых венцов косозубых комплектов — участков, не поддающихся обработке на обычном оборудовании, мы используем специализированный зубодолбежный станок с винтовой направляющей — один из немногих в стране. Станки такого типа изготавливались в СССР только под определенные позиции (детали).

На видео показан станок в действии — так осуществляется нарезка зубьев шестерни промвала.

Специфична и оснастка для такого станка: необходим режущий инструмент (долбяк) необходимого модуля с определенным углом наклона зубьев, предназначенный для изготовления именно этой детали.

Назначение раздаточной коробки

Ключевое назначение узла – распределение момента силы ДВС на колесные оси. Проще говоря, демультипликатор направляет нужное усилие на каждую ось при движении. Выражается это в следующем:

  • раздатка Нивы 2121 упрощает передвижение по бездорожью и неустойчивым грунтам;
  • блокирует межосевой дифференциал;
  • отключение одного из мостов автомобиля;
  • усиление вращательного момента ведущей пары колес;
  • монтаж коробки отбора мощностей для доп.оборудования.

Работа раздатки на Ниве 2121

По аналогии с коробкой передач, раздаточная коробка на джипе Нива Шевроле тоже имеет передачи. При включении соответствующих зубчатых зацеплений шестерен на валах обеспечиваются передаточные отношения, равные 1,2 и 2,135. При помощи дифференциального механизма обеспечивается перераспределение момента кручения между колесами, в соответствии с их сопротивлением движению.

Работа раздатки, во время движения внедорожника ВАЗ Нива по сухому ровному шоссе колеса машины вращаются с одинаковой скоростью. При этом передачи не включены, шестерни и муфта находятся в нейтральном положении. Как только условия движения транспортного средства ухудшились, включается раздатка на Ниве. Водитель при помощи специального рычага переводит на раздатке передачу на понижение, чтобы внедорожник уверенно продолжил движение со стабильной скоростью.

Как работает раздатка на Ниве 2121 в экстремальных условиях бездорожья. Опытные автолюбители умеют профессионально пользоваться раздаткой на Ниве. Они знают, что в таких ситуациях при помощи рычагов нужно блокировать шестерни дифференциала. Это необходимо для обеспечения равномерного вращения обоих валов ведущих мостов автомобиля с целью создания повышенной проходимости транспортного средства.

Важно: Переключение раздатки на пониженную передачу осуществляется только после полной остановки внедорожника Нива 2121 (не на ходу).

Вибрация

Вибрация по кузову – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация бываеет на машинах ВАЗ 21213/21214, так как крепится РК только на двух опорах по бокам корпуса, на Chevrolet Niva раздаточная коробка уже устанавливается на трех опорах. Но прежде чем начать регулировку положения раздатки, следует проверить состояние других деталей ходовой части – возникать вибрация может и по другим причинам:

  • плохо закреплены карданные валы;
  • не отбалансированы колеса;
  • есть люфт в крестовинах кардана (особенно на вибрацию влияют люфты в крестовинах заднего карданного вала);
  • вибрирование идет от самого двигателя.

Вибрация при трогании с места на Ниве также может происходить по следующим причинам:

  • раскрутилось крепление установочных опор раздатки;
  • порвалась резина на самих опорах РК.

Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121

Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:

    Передняя – от себя Задняя – к себе

Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.

Проблемы также могут возникнуть при отключении блокировки, поскольку зубья муфты буквально зацепляются за венец. Включите задний ход и, раскачивая руль, надавите на рычаг от себя. Данное действие производится сразу после преодоления сложного отрезка во избежание перегрузки КПП. Наиболее эффективно отключать дифференциал совместно с переходом на понижающие ступени. Остановить Ниву 4х4 сможет при этом только диагональное вывешивание колес, поскольку штатная межколесная блокировка не предусмотрена.
Выполняя перечисленные операции, нельзя давать волю физической силе. Попытка «протолкнуть» передачу с высокой вероятностью обернется дорогостоящим ремонтом.

Раздаточная коробка НИВА

Что такое раздаточная коробка и для чего она нужна

Раздаточной коробкой передач (далее РК) называется дополнительная коробка передач, основным назначением которой является распределение крутящего момента между ведущими мостами автомобиля. РК устанавливается после коробки передач и либо объединена с ней в один узел, либо может быть выполнена в виде отдельного узла, соединяемого с КПП валом.
По способу распределения мощности между мостами РК различаются:
а) с дифференциальным межосевым приводом без возможности принудительного отключения одного из ведущих мостов (постоянный полный привод через дифференциал);
б) с дифференциальным межосевым приводом и возможностью принудительного отключения переднего ведущего моста;
в) с блокированным межосевым приводом (в межосевом приводе дифференциал отсутствует), второй ведущий мост (ось) подключается вручную, либо автоматически при пробуксовывании колес ведущего моста.
При РК с блокированным межосевым приводом второй ведущий мост нельзя подключать в условиях, когда сила сцепления колес с опорной поверхностью высокая, а силы сопротивления движению небольшие, например при движении по асфальту и грунтовым дорогам. Обусловлено это следующим обстоятельством.
Иногда автомобиль меняет плоскость или направление движения и его колеса должны за одну единицу времени проходить неравные пути, например, при наезде одного из колес оси на неровность или попадании в выбоину, в то время как другое колесо идет по ровной поверхности. Это ведет к неодинаковым окружным скоростям на радиусах качения колес. Вследствие неравенства окружных скоростей колеса отдельных осей должны были бы проходить неравные (средние) расстояния, но так как они все же проходят равные, поскольку выходные валы РК связаны между собой и вращаются с равной угловой скоростью, то компенсация неравенства проходимых путей происходит за счет проскальзывания или пробуксовки отдельных колес или деформации резины и закручивания валов силового привода.
Особенно явно данное кинематическое рассогласование между окружной скоростью отдельных колес и проходимой ими длиной пути проявляется при движении автомобиля по кривой, т.е. на повороте. В этом режиме передние колеса проходят больший суммарный путь, чем задние, значит выходной вал РК, связанный с корпусом переднего дифференциала должен вращаться с большей угловой скоростью, чем вал, связанный с задними. Но поскольку связь между выходными валами РК жесткая, крутящий момент, распределяемый к передней оси на повороте может уменьшиться до нуля и ниже и стать тормозным. Таким образом автомобиль будет проходить поворот при наличии тяговой силы только задних колес, а передние колеса будут работать в тормозном режиме. Обычно на повороте малого радиуса заднее внутреннее (по отношению к центру поворота) колесо будет пробуксовывать, компенсируя таким образом кинематическое рассогласование. В это время в силовом приводе возникнет циркуляция паразитной мощности, излишне нагружающая привод и вызывающая его повышенный износ.
К заднему ведущему мосту будет подводиться большая мощность двигателя, чем это необходимо для преодоления силы сопротивления качению задних колес. В результате избыток мощности от заднего моста через РК будет подводиться к колесам переднего моста, а от них он через РК снова вернется к дифференциалу заднего моста. В итоге через силовой привод к ведущим мостам может передаваться мощность значительно больше, чем требуется для преодоления сил сопротивления движению автомобиля.

На рис 9 показаны графики изменения окружных сил на колесах ав-ля ГАЗ-67Б с блокированным межосевым приводом во время движения по асфальту при скорости 7-8 км/ч. На участке «а-б» ав-ль движется прямолинейно. На участке «б-в» шофер начинает поворачивать рулевое колесо на максимальный угол. В дальнейшем движение ав-ля совершалось с постоянным углом поворота колес. Из графика видно, что при повороте колеса передней оси работают в тормозном режиме, причем тормозная сила достигает 320 кг и для движения машины задним колесам нужно развить окружную силу > 320 кг. Причем вес ГАЗ-67Б составлял 1320 кг, следовательно, для его движения в данных условиях с отключенным передним мостом колесам задней оси достаточно было бы развить окружную силу около 40 кг.
Во время движения на деформируемых грунтах циркуляция паразитной мощности обычно не возникнет, поскольку: 1) велика по значению суммарная составляющая сил сопротивления движению; 2) сила сцепления колес с опорной поверхностью не очень большая по величине. Но при прохождении поворота малого радиуса величина крутящего момента (далее Мк), распределяемого к переднему мосту, может также снизится и упасть до нуля. В этом случае компенсация неравенства проходимых колесами путей будет достигнута за счет проскальзывания одного из них, у которого сила сцепления наименьшая.
Вышесказанное также относится к режиму движения с заблокированным межосевым дифференциалом.

Установка антивибрационных ручек и кулисы РК в НИВУ

Сегодня, наверное, каждый Нивавод слышал и знает о чудесном «ноу-хау» — Антивибрационные ручки раздатки от niva-komfort.ru
Новые тюнинговые рычаги раздатки собраны по типу рычага КПП. Это уже не просто металлические прутки, а рычаги с «начинкой», содержащие антирезонансные втулки, которые и поглощают вибрацию и шум — так пишу про них на сайте.

Нашел в интернете упоминания о ШНивском сцеплении, искал тогда информацию по этой теме.

шток который необходимо заменить

этот уже не подходит

На СТО стал уговаривать мастера прикрутить это к машине — он отказывался напрочь. КПП он не ремонтирует, а РК — тем более!, но я его уговорил. Пока снимали/ставили КПП, в «куче» прикрутили и этот девайс — ничего сложного. Больше удивило то, как я раньше мог переключать РК, когда сняли старые рычаги — они вообще на своих осях практически не двигались!

Новый рычаг вышел в салон немного не на том месте, прицелились и пришлось снова снимать РК (к КПП её еще не прикручивали и карданы не вешали) для выгибания рычага «по месту» — попали с первого раза! (спасибо мастеру, у него «глаз-алмаз») и собрали все на место.
Побежал в магазин и купил там резиновый чехол рычага КПП (родная деталюшка) — он очень хорошо сел на основание новой ручки РК, а низ чехла «пригвоздил» накладкой тоннеля, вправив его в одно из отверстий для старых рычагов. А вторую дырку «временно» заткнул куском параллона.

Самое интересное — антивибрационные ручки! Когда ставил кулису — вообще не задумывался об этом. Мне казалось, что все стандартно и ничего такого нет в том, что я поставлю комплект втулок от КПП и обрезанный рычаг КПП на РК — всё так и сделал.
В итоге я «убил нескольких зайцев» в сразу:
— один рычаг на РК с сохранением её работоспособности;
— плавное мягенькое переключение как в ШНиве;
— ручку рычага РК от ШНивы (вместо «клоунских» шариков);
— «антивибрационную» ручку, причем одну вместо двух.

Спустя два года, я узнал о фирменных чудо-ручках и был счастлив, что мне оно обошлось в 20 у.е., вместо 65 у.е. за желтое «изобретение».

Изготовление «тихих» рычагов раздаточной коробки для НИВЫ

Впечатления от установки самые положительные — советую всем! Сделать самому, при наличии сварки не составит труда, а результат превосходит всё.
Ну а теперь подробнее:

1) Хотите тихие рычаги, можно сделать так:

Но мы пойдём другим путём, путём переделки рычага по принципу КПП или РК Нивы-шевроле. Всем известно, что есть уже готовые, жёлтые рычаги:

Цена вопроса без доставки 2000р, что совсем не бюджетно. Поэтому начитавшись статей на D2 и NivaFAQ решил сделать сам:

Едем в магазин искать рем. комплект кулисы КПП от Волги или Газели. Везде предлагают вот такие коробочки:

Много ненужного в комплекте

Цена 380-420р за штуку, с тем учётом что нужно два, да ещё и сами трубки, которые сверху одеваются на кулису. В итоге получается чуть больше 1000р, что тоже меня не устроило и решил ехать на рынок.

На рынке всё проще и выбор больше, можно отдельно купить только кулису и отдельно только трубку без шарика(ручки) и нижней резинки (пыльника).
В итоге получаем:

Ну а дальше режим и варим. Всё точно подгонял под размер, везде соблюдал заводские изгибы.

Покажу пример на рычаге блокировке, имеет небольшой изгиб влево.
Перед сваркой:

Далее отрезаем верхушку стандартного рычага РК и подгоняем по длине и изгибу трубку, привариваем верхушку:

Можно использовать трубки рычагов РК от нивы шевроле, но они реже встречаются и дороже.

Затраты:
— 2х Кулиса КПП газельволга 200р
— 2х Трубка рычага КПП классика 160р
— 2х Рем. комплект кулисы КПП ВАЗ 2101-07 40р

Время и деньги потрачены не зря, очень полезная доработка на ниве:
— Решает 90% воя от раздатки
— На рычаги больше не передаётся вибрация
— Мягкое включение, очень напоминает КПП

Изготовление антивибрационных ручек раздаточной коробки НИВЫ

После полной шумоизоляции заметил, что от рычагов РК идёт много шума. В интернете встречал «тюнингованые» ручки, собранные по типу кулисы КПП, но цена не устраивала (2т.р)! Можно сделать самому такие ручки.
Нам понадобится:
1.
Рычаг КПП 5-и ступ. Газель ниж.часть (чертик) (3302-1702140) 2шт.

2. Рычаг переключения передач ВАЗ
(можно использовать рычаг РК Шнива, но я не нашел, нигде его нет)

я использовал 1 рычаг от газели(он самый дешевый), а второй рычаг кулису от КПП ваз, валялась в гараже.

3. Р/к кулисы ВАЗ-2101, Волга, Газель 2шт

Я делал всё на снятой раздатке, т.к перебирал коробку и менял сцепление

1. Отрезаем лишнюю часть от рычага переключения передач

отрезаем на сантиметр выше от конца сужения

2. Отрезаем родной рычаг РК в месте начала изгиба, чтобы сохранить наклон ручки

3. Привариваем отрезанные части

4. Разрезаем рычаг КПП ниже на 1 см от утолщения

5. отрезаем рычаг на раздатке оставив 2 см и привариваем к нему разрезанный рычаг КПП

6. Вставляем рем.комплект в получившуюся ручку и одеваем на раздатку.

Аналогично делаем со второй ручкой и получаем

Также, при снятых агрегатах промазал тоннель мастикой антишумовой «Барьер».

Отмыл и обезжирил сначала

Вот что получилось:

http://www.4wd.ru/forum/index.php?showtopic=16617, https://www.drive2.ru/l/393589/, https://www.drive2.ru/l/4812485/, https://www.drive2.ru/l/2534985/

Понижайка НИВА

Что такое понижайка и для чего она нужна
Понижение 2.95 в раздаточную коробку НИВЫ
Замена

Что такое раздаточная коробка?

Раздаточная коробка монтируется на всех автомобилях, имеющих полный привод абсолютно на все колеса.

Она выполняет распределение крутящего момента по всем осям автомобиля и увеличивает его величину при езде на автомобиле по бездорожью. Если говорить о конструкции этого элемента, то она заметно различается, и это зависит от марки и модели автомобиля. Однако это не мешает выделить самые основные конструктивные элементы агрегата: валы привода для передней и задней осей, понижающая, зубчатая и цепная передачи, межосевой дифференциал, с механизмом, способным к самоблокировке узла и ведущий вал.

Принцип работы заключается в следующем. Ведущий вал (основной) выполняет передачу крутящего момента от передаточного механизма КПП механическим путем на раздаточную коробку.

Далее крутящий момент переходит на специальный межосевой блокирующийся дифференциал, который уже распределяет его между соответствующими осями. Величина распределения зависит от типа дифференциала. Если он симметричный, то это усилие будет распределяться в равных соотношениях, однако если он не симметричный, то момент будет распределяться в определенных соотношениях. Их величина будет зависеть от угловой скорости вращения колес. Если раздаточная коробка передач оборудована автоматическим или ручным включением полного привода, то межосевой дифференциал на ней уже не применяется.

Для наиболее эффективной работы полного привода «Нивы» применяется блокировка межосевого дифференциала. Под данным явлением принято понимать полное или неполное выключение дифференциала и обеспечение наиболее жесткой связи между осями. Таким образом, исключается пробуксовка отдельных осей, если одна пара колес упирается в какое-то препятствие.

Возможные проблемы

Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:

    Вибрации по кузову в движении Вибрации при старте Гула Шума при маневрировании Тугого включение режимов

Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector