В январе этого года Министерство иностранных дел России внесло на рассмотрение Совета министров нормативный законопроект «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (об уточнении понятия лица, управляющего транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения)».
В нем предлагается ввести повышенную ответственность для лица, ранее осужденного за аналогичное правонарушение за управление автомобилем или другим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Предложенные поправки уже одобрены правительственной комиссией и находятся на стадии общественного обсуждения.
Что изменится
Он предусматривает ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
- Размер их штрафа может составить от 100 000 до 500 000 рублей (в настоящее время не превышает 300 000 рублей).
- Тюремные работы остаются обязательными только в течение максимум трех лет, с возможностью ограничения свободы на тот же срок.
- Максимальный срок наказания увеличивает срок лишения свободы до трех лет, который может быть сокращен водителем.
Кроме того, нарушитель лишается права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности на срок до шести лет.
Срок, на который осужденный может быть лишен права управления транспортным средством, остается неизменным — до трех лет.
Он также предусматривает, что в случае, если водитель, пострадавший в результате вождения в нетрезвом виде в ДТП, не заменяя административного наказания, несет уголовную ответственность, если это каким-либо образом отразилось на здоровье потерпевшего.
Кроме того, согласно законопроекту, все водители, которые были остановлены за вождение в нетрезвом виде более двух раз, будут считаться повторно арестованными за нарушение закона.
Предлагаемая поправка уже поддержана Комиссией по расследованию, прокуратурой и представителями различных служб и государственных учреждений.
Причины нововведений
Авторы поправки обосновали свое предложение тем, что наказание пьяных водителей в настоящее время неэффективно.
Не ощущая серьезных последствий своих проступков, водители-алкоголики быстро забывают о правилах и возвращаются за руль пьяными.
Согласно официальной статистике, 20% арестованных за вождение в нетрезвом виде продолжают управлять своим автомобилем после употребления крепких напитков. Теперь, если они не попали в аварию, им грозят только обязательные работы.
Стоит также отметить, что Вячеслав Володин считает, что ужесточение наказаний необходимо, отмечая, что увеличение штрафов снизило количество аварий по вине пьяных водителей.
Спикер также отметил, что за тот же период число погибших в подобных инцидентах сократилось на 232 человека.
Кстати, в ноябре 2020 года было разработано законодательство, ограничивающее восстановление водительских прав в случае их лишения за вождение в нетрезвом виде.
Это нововведение касается также людей, не согласившихся на медицинское обследование.
Аргументы против
Некоторые считают, что ужесточение мер против употребления алкоголя может нанести вред законопослушным водителям. В качестве одного из аргументов приводится употребление наркотиков, содержащих алкоголь.
Однако эти аргументы не имеют под собой оснований, так как допустимое количество паров алкоголя в дыхании составляет 0,16 промилле, а употребление наркотиков не превышает эту норму.