При покупке автомобиля не все водители задумываются о том, является ли установленный в машине силовой агрегат «суппортом», т.е. не погнутся ли клапаны при обрыве ГРМ. Этот вопрос очень важен, и от ответа на него зависит, насколько болезненным и дорогостоящим будет ремонт двигателя в случае такой поломки.
Что такое «втыковый двигатель»?
Этот термин описывает возможный конфликт между поршнем и клапаном, в результате которого последний разрушается — гнется.
Это состояние возникает при обрыве ремня ГРМ, поэтому механизм ГРМ останавливается, а механизм коленчатого вала продолжает работать из-за бездействия.
У всех производителей автомобилей, включая Ваз, есть «штекерные» силовые агрегаты и «бесштекерные» варианты. Второй вариант двигателя, конечно, является приоритетным при выборе автомобиля.
Если посмотреть на продукцию АвтоВАЗа, то силовые агрегаты производителя очень обширны, и на некоторых двигателях клапаны ГРМ сломаны и погнуты, а на других таких повреждений нет.
Проблемой при выборе покупки автомобиля Ваз является тот факт, что одна и та же модель может быть оснащена как «Series», так и «Out Of Line», что может запутать покупателей.
Двигатели, устанавливаемые на некоторые модели ВАЗ, см. ниже.
Стоит отметить, что на вероятность погнуть клапаны влияет тип механизма синхронизации. Например, на автомобили семейства Ваз Классика (ВАЗ-2101-2107) и «Нива» устанавливались только «совместные» двигатели. Однако цепи ГРМ используются в двигателях этих автомобилей и отличаются высокой надежностью. Таким образом, в классических Ваз и Ниве проблема погнутых клапанов из-за столкновения с поршнем фактически неактуальна в силу своей малой вероятности.
Начиная с Vaz -2108 и заканчивая последними моделями, такими как «Priora», «Granta» и «Kalina». Используются только зубчатые ремни. Здесь он может сломаться, и повреждение двигателя зависит от того, «подключен» он или нет.
Почему двигатели гнут клапаны?
Одним из способов повышения мощности двигателя является обеспечение максимально эффективного заполнения камеры сгорания топливно-воздушной смесью и удаление отработавших газов. Это достигается двумя методами — увеличением количества клапанов на цилиндр и увеличением мощности впускных и выпускных рокеров.
Второй способ достигается за счет увеличения расстояния выхода клапана от седла, что приводит к столкновению клапана с плунжером на последующих поворотах.
Зубчатая передача перемещается валом коленчатого вала, что обеспечивает синхронное функционирование зубчатой передачи и зубчатого механизма. При нормальной работе двигателя, когда поршни приближаются к TDC, клапаны закрываются так, чтобы не касаться друг друга.
Если зубчатое колесо синхронизации прерывается, связь между зубчатыми колесами теряется, и система клапанов немедленно останавливается, но система вентилей продолжает работать (из-за бездействия маховика). Возвратные клапанные пружины регулируют распределительные валы таким образом, что большинство распределительных валов не давят на клапаны (они закрыты), но некоторые из них работают на клапаны и работают на открытие клапанов.
На малоразмерных двигателях расстояние между тарелкой клапана и днищем поршня TDC рассчитано таким образом, чтобы при открытом клапане не было контакта.
В таких системах привода порванный ремень ГРМ не вызывает внутреннего повреждения компонентов, и система привода может снова работать, просто установив новый ремень и выполнив регулировку (настройку).
С другой стороны, если силовой агрегат является «plug and play», выступающие клапаны ударяют по поршням, вызывая их изгиб. В таких двигателях разрыв механизма синхронизации обычно сопровождается сильным ударом. Ремонт двигателя в этом случае отнимает много времени и средств, поскольку необходимо заменить поврежденные детали и отремонтировать головку блока цилиндров.
Своевременная замена ремня ГРМ, регулярная диагностика, контроль и регулировка напряжения особенно актуальны для силовых агрегатов ВАЗ, которые при отказе привода подвержены прогибу клапанов. Эти меры являются, по сути, единственным способом предотвратить поломку клапана.
Двигатели ВАЗ – «невтыковые» и «рисковые»
Поскольку каждая модель ВАЗа оснащается несколькими силовыми агрегатами, важно знать, какой из них является «вилкой».
Как упоминалось ранее, предыдущие ВАЗы (2101-2107) и ВАЗ «Нива» оснащались силовыми агрегатами с гнутыми клапанами. Поскольку эти двигатели имеют цепной привод ГРМ, их противоречивый характер не нужно принимать во внимание.
Самара».
Автомобили семейства «Самара» (ВАЗ 2108-21099) оснащались
- агрегаты с маркировкой ВАЗ 21081, 2108 (карбюраторы и инжекторы), агрегаты
- Двигатели 21083, 21091 и
- 8-клапанный ВАЗ-2111 (модели более поздней конструкции).
У агрегатов 21083 и 2111 не гнулись клапаны в случае разрыва ремня ГРМ, тогда как версии 21081 и 2108 были «опасными».
ВАЗ 2110-2112.
Для моделей десятого семейства (ВАЗ-2110-2112) ассортимент силовых агрегатов еще более обширен. Некоторые агрегаты устанавливались на все автомобили этого семейства, а некоторые — только на определенные модели.
Общими для всех моделей были двигатели ВАЗ-2110, 2111 (8 клапанов), 2112, 21114 и 21124; двигатели ВАЗ-2112 и 21114 были вставными, остальные не имели гнутых клапанов.
Кроме того, на ВАЗ-2112 установлен силовой модуль ВАЗ-21128, который также является «опасным» и при обрыве ремня ГРМ погнет клапаны.
Самара-2.
Семейство автомобилей «Самара-2», в которое входят модели ВАЗ 2113-2115, оснащается двигателями ВАЗ-2111, 21114, 21124 и 21126. Безопасными являются только двигатели ВАЗ-2111 и 21124.
На модификациях ВАЗ-2113 и 2115 также предлагались двигатели с индексом 11183, где оборванный ремень не вызывает загиба клапанов.
Granta, Carina и Priora.
Lada ‘Granta’ оснащалась рядом агрегатов марок 11183, 11186, 21126 и 21128. Последние два также оснащены версией ‘GrantaSport’. Из всех двигателей только версия 11183 является «безосевой», остальные имеют гнутые клапаны.
Двигатели Lada ‘Kalina’ — ВАЗ 11183, 11186, 11194, 21126 и 21127. Последние два агрегата также доступны на модели ‘KalinaSport’, в то время как версия ‘Cross’ оснащается двигателями 21127 и 11186; двигатель 11183, предназначенный только для ВАЗа, не имеет загнутых клапанов на случай обрыва ремня ГРМ.
Lada Priora оснащена индикаторами 21114, 21116, 21126 и 21127. Все эти двигатели являются подключаемыми.
Обратите внимание, что вышеперечисленные блоки питания являются единственными блоками питания, которые могут быть установлены на ту или иную модель. Однако «АвтоВАЗ» в основном «виновен» в мелкосерийном экспериментальном производстве. На некоторых автомобилях могут быть установлены неподходящие для них устройства.
Например, ВАЗ-2109 имел двигатель с тем же индексом, но более легкий по конструкции, чем версия 2108, а на ВАЗ-2108 меньшей серии стоял роторный агрегат с маркировкой ВАЗ-415.
Читайте тему: другие типичные неисправности ВАЗ2110 и других моделей этой серии.
Иномарки
Давайте немного поговорим о проблемах с иностранными автомобилями. Среди них Toyota, Suzuki, Daewoo, Chevrolet, Citroen, Hyundai, Renault, Volvo, Kia, Fiat, Mercedes, Peugeot, Honda, Ford, Geely, Mitsubishi, Nissan, Audi, Volkswagen, Skoda, Opel, Refun, Cherry, Mazda и Subaru.
Определяем, какой двигатель рисковый
Большое количество силовых агрегатов ВАЗ и возможность ввода экспериментальных моделей затрудняет определение «подключенности» двигателя того или иного автомобиля. Поэтому даже исследования технической документации не всегда дают надежные ответы.
Только физический осмотр двигателя может определить наличие отводного клапана. Это непростая процедура, особенно для агрегатов с 16 клапанами, но она позволяет точно определить чувствительность двигателя к изгибу клапанов.
Этот метод также подходит для тестирования автомобилей других производителей.
Процесс очень прост.
- Снимите ремень привода ГРМ с двигателя и
- Установите поршень первого цилиндра в положение TDC.
- Поверните распределительный вал (16-клапанная версия — 2) на два оборота и
- Установите TDC на второй цилиндр и дайте ему еще два оборота.
Если во время этой проверки распределительный вал вращается без остановки, клапаны двигателя не будут вращаться.
Этот метод испытания является утомительным — шестерни необходимо разобрать, а затем снова собрать, чтобы они соответствовали метке, — но он дает точный ответ.
Также читайте, гнется ли клапан ЧерриТигго при обрыве ремня распредвала.
Способы решения проблемы
Многие водители задаются вопросом, могут ли они повлиять на эту ситуацию, поскольку столкновение поршня с клапаном может иметь довольно серьезные негативные последствия.
Существует несколько методов, которые можно использовать для преобразования двигателя с погнутыми клапанами в «бесклапанный» двигатель.
Самый простой из них — это трубчатый поршень. Кстати, в некоторых двигателях ВАЗ проблема вставных поршней решается именно таким образом.
В нижней части этих поршней имеется специальная полость для тарелок клапанов. Это предотвращает контакт последнего с поршнем в открытом положении в TDC.
Однако не все двигатели могут быть модернизированы таким образом. Это связано с тем, что не всегда можно найти поршень с заводским углом скоса для замены оригинального двигателя.
Второй способ заключается в том, чтобы самостоятельно нарезать канавки на поршнях. Этот метод подходит, если невозможно найти замену «нерезьбовому» поршню. Однако у этого метода есть существенный недостаток. Очень трудно сделать одинаковое углубление во всех поршнях. В результате поршни могут разбалансироваться, что может повлиять на срок службы CRC. Кроме того, углубления разного размера могут вызывать разное сжатие роликов, что не устраняет эту проблему.
Третий вариант — увеличить высоту камеры сгорания. Это делается путем установки двух или трех прокладок под головку блока цилиндров. Этот метод имеет тот недостаток, что объем камеры сгорания увеличивается, что приводит к снижению компрессии, что в свою очередь снижает мощность и увеличивает расход топлива.
Тюнинг и его влияние на «втыковость»
Ваз — отличный вариант для установки автомобиля, и многие владельцы этим пользуются. Одним из основных видов тюнинга двигателя является увеличение мощности, которое выполняется тем же способом, который используется производителем. Это обеспечивает лучшее заполнение роликов топливно-воздушной смесью. Для этого просто замените оригинальный распределительный вал на распределительный вал высокого класса.
Однако увеличение мощности через распределительный вал является и негативным аспектом. Клапаны перемещаются на большее расстояние от седла, что увеличивает вероятность столкновения с поршнем при нарушении синхронизационных движений. Поэтому такое расположение «подключает» двигатель даже «без вреда».
Чтобы не создавать «опасный» двигатель, желательно не корректировать конструкцию ГРМ во время тюнинга, но если принято решение о модернизации, вы должны быть готовы постоянно контролировать движение.
В заключение следует отметить, что если двигатель «забит», это не означает, что он очень проблемный. При своевременном обслуживании зубчатой передачи вероятность таких повреждений, как погнутые клапаны, очень мала и может не возникнуть в течение всего срока службы автомобиля.