Кондиционер воздуха в автомобиле играет важную роль с точки зрения комфорта поездки. Раньше автомобильный кондиционер был роскошью, но теперь эта функция доступна в большинстве современных автомобилей.
С чего все начиналось
Раньше все было очень просто. Открывались окна, включался радиатор и наоборот, и в салон поступал прохладный воздух. Это была вся система климат-контроля, уровень комфорта, который приходилось выдерживать всем пассажирам.
Но, как всегда, жара, холод, обдув, удушье и фраза «закрытие окон создает шум при обдуве» знакомы многим водителям.
Поэтому появление контроля температуры в автомобиле неудивительно, ведь комфорт поездки, особенно большой, существенно влияет на ее безопасность.
Работа и устройство климат контроля
Работа кондиционера в автомобиле основана на кондиционировании воздуха, которое осуществляется с помощью системы кондиционирования, благодаря которой поддерживается заданная температура воздуха внутри автомобиля. Следует также обратить внимание на радиаторы, которые играют не последнюю роль во всем этом процессе.
Работа оборудования основана на вентиляционных, отопительных и кондиционирующих установках. Все это контролируется единой системой управления.
Однако следует отметить, что каждое из вышеупомянутых устройств также состоит из нескольких компонентов.
Например, кондиционер в автомобиле включает в себя компрессор, ресивер, испаритель и конденсатор.
Если кондиционер неисправен, вам поможет статья Неисправности автомобильного кондиционера, как их устранить.
Отопление включает в себя радиатор отопления, а вентиляция — приточный вентилятор.
Система кондиционирования воздуха вашего автомобиля может быть простой или сложной.
Многие системы климат-контроля предлагают возможность индивидуального изменения температуры для пассажиров и водителя, но функции сложных систем не заканчиваются простым охлаждением воздуха.
Некоторые дорогие иномарки также могут использовать солнечный свет для изменения освещения салона, что очень полезно при поездках в солнечные летние дни благодаря кондиционеру.
Внедрение таких функций в современные автомобили произвело фурор среди покупателей автомобилей. В салоне можно создать свой собственный микроклимат, который автоматически поддерживается во время поездки.
Типы систем климат контроля
Все производители автомобилей стараются выделиться на фоне конкурентов и предлагают своим клиентам кондиционеры с множеством интересных функций.
Однако их объединяет одно — тип системы, который включает в себя.
- Монозона (вся кабина), и
- Две полосы движения (водитель, пассажир), и
- Три ремня (водитель, передний пассажир и задний пассажир), и
- четыре зоны (отдельно для водителя и переднего пассажира).
Все это стало возможным благодаря внедрению современного электронного оборудования.
Управление климат контролем
Необходимая поддержка микроклимата в салоне контролируется специальным устройством.
- Блок управления,.
- Приводные устройства (заслонки, электродвигатели),.
- входные датчики.
Блок управления
Поскольку блок управления электронный, информация, полученная от датчиков, обрабатывается непосредственно специальной программой в автоматическом режиме, которая генерирует команды и отправляет их на исполнительные механизмы.
Датчики
Датчики включают.
- Фотодиоды — определяют уровень внешней освещенности и
- Датчик температуры воздуха на входе (снаружи) — определяет температуру наружного воздуха за передним бампером автомобиля.
- Датчик температуры на выходе — определяет температуру в салоне, и
- Датчик температуры испарителя — определяет температуру испарителя, и
- Датчики давления в системе кондиционирования воздуха, датчики, определяющие давление в системе кондиционирования воздуха,…
- Демпфирующие потенциометры,.
- Датчик солнца,.
- датчик положения солнца.
Принцип работы всех вышеперечисленных датчиков основан на преобразовании полученных физических параметров в электрические сигналы и передаче их на электронный блок управления.
Наружный датчик
Как упоминалось выше, они устанавливаются за передним бампером. Это позволяет блоку управления определять разницу температур снаружи и внутри автомобиля. В результате выдаются необходимые команды либо на нагрев воздуха в кабине, либо на его охлаждение.
Датчик солнца
Устройство устанавливается на недорогой климат-контроллер на лобовом стекле. Он определяет степень яркости солнца и увеличивает или уменьшает его интенсивность.
Датчик положения солнца
Он устанавливается в более дорогих системах климат-контроля. Благодаря этому датчику он определяет, с какой стороны автомобиля находится солнце, поэтому именно эта сторона салона подвергается наиболее эффективному воздействию.
Этот датчик устанавливается в системах с двумя и более зонами.
Конструктивно количество выходных датчиков для конкретного типа автомобиля может варьироваться в зависимости от типа кондиционера (см. выше).
Один датчик предназначен для однозонных систем, два датчика — для двухзонных систем (левая сторона сиденья водителя и правая сторона сиденья пассажира). Для трехзонных систем — датчики устанавливаются на водителя, переднего пассажира и сзади. Для четырехзонных систем — внутри находятся четыре датчика.
Потенциометры демпфера автоматически регулируют угол воздушной заслонки для перераспределения воздуха по всему автомобилю (более подробную информацию о демпферах см. ниже).
Исполнительные устройства
Приводы включают механические или электрические приводы и двигатели вентиляторов.
Приводы управляются блоком управления, который передает соответствующие сигналы.
Заслонки
На первый взгляд, важность ребер в климат-контроле не очевидна, но только на первый взгляд.
При более глубоком изучении вопроса выясняется, что без ребер и правильной работы эффективность всей системы климат-контроля была бы равна нулю.
Существуют различные типы плавников, все они делятся в зависимости от их функции.
- Центральные плавники,.
- Переработанные плавники.
- Подача воздуха,.
- размораживание окна.
- Системы с двумя и более зонами с регулируемой температурой.
Из названия понятно, что ребра играют важную роль в правильной работе системы кондиционирования воздуха.
Как все работает
Они настраивают необходимый режим работы с помощью специальных регуляторов, расположенных на приборной панели.
Поворачивая регулятор, водитель задает блоку управления желаемый алгоритм работы программы.
Электрические сигналы, полученные входными датчиками, обрабатываются в соответствии с запрограммированными параметрами.
После обработки всех данных каждый раз выдаются команды управления на необходимые исполнительные механизмы.
Все уставки для температуры в кабине в диапазоне 16-30 °C поддерживаются автоматически.
При необходимости холодильник нагревает воздух, а кондиционер охлаждает его, удаляя влагу.
Центральная заслонка регулирует нагрев воздуха путем смешивания холодного и горячего потока.
Полезные советы
В некоторых небольших автомобилях установлены двухзонные системы кондиционирования воздуха. Эффективность этой системы минимальна, так как невозможно создать различные микроклиматы на небольшом пространстве.
За функции, которые не работают, просто заплатите больше.
Чем больше салон автомобиля, тем разумнее использовать кондиционер более чем в одной зоне.
Частое использование не рекомендуется, если не включена функция охлаждения. Тень — это когда люди выделяют влагу при дыхании, и если состав не соответствует вышеуказанному, то влага будет концентрироваться в испарителе.
Это приводит к появлению неприятных запахов в салоне и быстрому образованию различных вредных бактерий в испарителе. Не говоря уже о том, что окна просто потеют.
Читайте также Системы контроля давления и шин TPMS, устройства, органы управления, участники рынка, Whistler TS-104 и Autofun TPMS-201a.
Во время работы системы кондиционирования не открывайте окна и не проникайте солнечные лучи. Датчик начнет давать совершенно другие показания, что приведет к сбою в работе всей системы.
Наличие такого дорогостоящего оборудования может потерять свою ценность.
Видео — Как работает кондиционер в автомобилях от Владислава Тарасова.