Сегодня мы поговорим о том, как отремонтировать автомобильный аккумулятор, почему они выходят из строя и как они работают.
Все силовые агрегаты автомобилей, будь то бензиновые или дизельные, запускаются с помощью специального электромотора — стартера.
Однако, чтобы стартер работал, он должен получать питание от электричества. Для этого автомобиль оснащен внешним источником питания, т.е. аккумулятором (батареей, АКБ).
Основная задача АКБ
Основная функция аккумулятора заключается в обеспечении стартера большим количеством энергии в течение короткого периода времени, чтобы можно было запустить силовую установку.
Кроме того, аккумулятор питает все электроприборы автомобиля до запуска двигателя, после чего он получает энергию от бортовой сети.
В настоящее время выпускаются различные типы батарей для использования в автомобилях. Это кислотный, щелочной и недавно появившийся гель.
Наиболее распространенными в автомобилях являются кислотные батареи, поэтому мы рассмотрим именно их.
Конструкция и принцип работы АКБ
Хотя конструкция батареи очень надежна, бывают случаи повреждения батареи, небрежного использования или неправильного обслуживания.
Повторное использование аккумулятора в автомобиле невозможно, если он поврежден. Однако если повреждена относительно новая батарея, можно попытаться ее отремонтировать, хотя и не обязательно сразу заменять ее.
Сначала разберитесь в структуре кислотного аккумулятора.
Снаружи он представляет собой закрытый пластиковый корпус, из которого выходят две клеммы.
Батареи разработаны таким образом, что они не требуют обслуживания или обслуживания.
Ремонтируемые батареи имеют заглушенное отверстие в верхней части корпуса батареи.
Не обслуживаемые батареи не имеют такого отверстия, только маленькое отверстие для выпуска газов.
Внутренняя часть корпуса разделена на шесть секций, называемых банками. Эти массивы содержат функциональные компоненты батареи (набор положительных и отрицательных свинцовых пластин с приложенной активной массой).
Они расположены поочередно. То есть, положительная пластина, соседняя отрицательная пластина и соседняя положительная пластина.
Кроме того, между ними устанавливаются разделители, чтобы предотвратить соприкосновение пластин.
Плиты соединяются в блоки, каждый из которых имеет свинцовый лист, прикрепленный к мосту. Стержни используются для соединения блоков каждого банка с общим мостом, к которому подключаются клеммы.
Батарея вырабатывает электричество путем химической реакции, поэтому банка заполняется электролитом (строго дозированным кислотным раствором, содержащим дистиллированную воду).
Сама батарея не производит электричество, она, по сути, является просто хранилищем электроэнергии.
Когда аккумулятор заряжается, электричество, подаваемое на клеммы зарядным устройством или генератором, преобразуется в химическую энергию. Разгрузка имеет противоположный эффект.
Это работает следующим образом. Когда потребитель электроэнергии подключается к аккумулятору, губчатый свинец в анодной пластине вступает в реакцию с диоксидом свинца и электролитом в катодной пластине.
Между ними происходит химическая реакция, в результате которой потребитель выделяет и потребляет электроэнергию. На негативной пластине появляется слой сульфата свинца.
Когда аккумулятор заряжается, происходит обратный процесс, при этом образовавшийся слой сульфата растворяется в электролите, а на катодной пластине образуется слой диоксида свинца.
Проще говоря, когда аккумулятор разряжается, в результате химической реакции частицы свинца с катодной пластины мигрируют на анодную пластину. Когда батарея заряжается, эти частицы возвращаются на катодную пластину.
Это связано с выделением или потреблением электрической энергии.
Устранение внешних неисправностей
Все неисправности батареи можно разделить на внешние и внутренние.
Есть только две внешние неисправности. Чрезмерное окисление клемм приводит к неадекватному соединению аккумулятора с сетью автомобиля.
Второй тип повреждений — это повреждения корпуса, вызванные внешними воздействиями или трещинами в корпусе, вызванными внутренними неисправностями.
О клеммах можно сказать немногое, но если на них обнаружен толстый слой окиси, то он будет очищен.
Повреждение корпуса обнаружить несложно — из корпуса вытекает электролит. Трещины можно отремонтировать, но только если батарея ремонтопригодна.
Электролит вытекает из батареи, а трещина заделывается.
Для этого можно использовать паяльник и пластиковые детали. Сначала заварить саму трещину, затем заварить и закрепить подготовленный пластик.
Затем следует вылить дистиллированную воду на корпус, чтобы проверить герметичность.
Внутренние неисправности
Существует множество других внутренних неисправностей батарей, большинство из которых приводят к повреждению батареи и не подлежат ремонту.
Одной из наиболее распространенных неисправностей аккумулятора является сульфатация пластин.
Сульфатация аккумулятора происходит из-за неправильной эксплуатации — длительное хранение аккумулятора в разряженном состоянии, частые глубокие разряды, постоянная подзарядка аккумулятора и т.д. Важно, чтобы аккумулятор соответствовал марке автомобиля.
Сама сульфатация — это образование сульфата свинца на поверхности пластин, который препятствует проникновению электролита вглубь активной массы, делая части этой массы невосприимчивыми.
Повышенное сопротивление внутри батареи приводит к уменьшению емкости, батарея не может быть полностью заряжена и быстро разряжается.
Сульфатацию пластин можно устранить на ранней стадии, но если она глубокая, то батарея восстановлению не подлежит.
Могут возникнуть и другие неисправности, возможно, из-за короткого замыкания, при этом активная масса разрушает пластины.
Промывка батареи дистиллированной водой обычно помогает при небольших количествах дробления.
Также можно расширить батарею, заморозив электролит. Это происходит, когда разряженная батарея подвергается воздействию мороза.
Автомобильные аккумуляторы после замерзания не подлежат восстановлению.
Способы устранения сульфатации
Существует несколько способов лечения сульфатации бляшек.
Первый и наиболее распространенный метод — это выполнение цикла испытаний (CTC). Этот метод устраняет сульфатацию на ранней стадии и восстанавливает емкость батареи.
Этот метод состоит из цикла заряда и разряда. Для работы CTC требуется зарядное устройство, амперметр, вольтметр и источник питания.
Во-первых, аккумулятор полностью заряжен. Аккумулятор заряжается током, равным 10% от его номинальной емкости. Это означает, что для батареи емкостью 60 Ач ток должен составлять 6 ампер.
Цена полностью заряженной батареи составляет 1,27. Если это значение меньше, батарею необходимо заряжать в течение 30 минут для перемешивания электролита после установки плотности на правильное значение.
После перезарядки выполняется пробный разряд. Для этого источник питания подключается к клеммам. Подключенный потребитель не должен потреблять более 10% своей мощности.
В идеале следует использовать лампы накаливания определенной мощности.
Потребляемая мощность рассчитывается путем умножения тока на напряжение. Ток рассчитывается на основе емкости батареи.
Например, при расчете мощности, необходимой для разряда батареи емкостью 60 Ач, ток считается равным 6 А и умножается на 12 В. Это дает значение мощности 72 Вт. Это примерно соответствует мощности, необходимой для работы лампы.
Затем аккумулятор разряжают от лампы и периодически измеряют напряжение.
При разрядке аккумулятора напряжение на клеммах должно быть снижено до 10,2 В. Это напряжение указывает на то, что батарея полностью разряжена.
Измерьте время, необходимое для разрядки батареи. Время разрядки новой батареи составляет около 10 часов. Чем короче время разряда, тем больше емкости теряет батарея.
Разряженные батареи не следует разряжать в течение длительного времени. Сразу же заряжайте аккумулятор до полной зарядки.
Этот процесс восстанавливает емкость батареи и снижает внутреннее сопротивление за счет уменьшения сульфатации.
Второй способ удаления сульфатации — использование обратного тока при зарядке батареи.
Недостатком метода обратного тока является то, что он требует специального оборудования — генератора обратного тока.
Суть этого метода заключается в непрерывной зарядке аккумулятора малыми токами.
Например, при низкой сульфатации батареи заряжаются небольшими токами 0,5-2 А. Зарядка занимает много времени, в некоторых случаях до 50 часов.
Окончание процесса десульфатации не изменяет конечной тенденции, и плотность электролита остается неизменной в течение более двух часов.
Третий метод, используемый для ремонта батарей.
Промыть аккумулятор, а затем зарядить его. Однако этот метод требует много времени и может занять до месяца.
Электролит сливается из батареи, а на его место заливается дистиллят. Затем аккумулятор заряжается до 14 В.
Когда дистиллят начинает кипеть, напряжение немного снижается. Основная задача — поддерживать батарею в кипящем состоянии, но не интенсивно.
Со временем плотность дистиллята увеличивается, так как сульфат свинца растворяется в воде. Затем вода сливается, добавляется свежая вода и аккумулятор заряжается при более низком напряжении.
Дистиллят должен выплескиваться, но не кипеть.
Аккумулятор следует заряжать до тех пор, пока плотность не изменится через несколько дней.
Существует более быстрый способ удаления сульфатации — химический метод. Это заключается в промывке батареи раствором аммиака и TrilonB.
Перед промывкой раствором батарею заряжают, сливают из нее электролит и промывают дистиллятом.
Затем раствор переливают в емкость с 2% воды TrilonB и 5% аммиака.
Раствор реагирует с раствором сульфата, и эта реакция сопровождается кипением и распылением раствора.
Когда кипение прекратится, слейте раствор, промойте емкость водой, вылейте электролит и зарядите аккумулятор.
Предотвращение неисправностей аккумулятора
Все неисправности аккумуляторов возникают не сами по себе, а из-за небрежной эксплуатации и пренебрежения регулярным обслуживанием.
Сам аккумулятор не требует особого внимания. Достаточно заряжать аккумулятор с помощью зарядного устройства раз в полгода.
Перед зарядкой, если батарея исправна, следует проверить уровень электролита и, при необходимости, восстановить его.
После зарядки следует также проверить плотность электролита в каждой бутылке.
Разница в признаках плотности между банками должна отсутствовать или быть минимальной.
Перед установкой новой батареи в автомобиль рекомендуется проверить напряжение генератора переменного тока, чтобы избежать перегрузки.
Важно прочитать: почему аккумулятор не заряжается, причины и способы решения.
И когда вы устанавливаете новый аккумулятор в свой автомобиль, вы должны защитить его надлежащим образом, чтобы избежать возможного повреждения корпуса.
Если вы используете свой собственный метод восстановления автомобиля, мы будем рады вашим комментариям.