Многие водители недооценивают важность балансировки колес, считая, что такое популярное занятие — пустая трата денег. Однако это большая ошибка.
Такое отношение не только дорого обходится впоследствии, но и может привести к серьезным авариям с непредвиденными последствиями.
Помните, что своевременная балансировка колес — одна из основных задач водителей. В этой статье рассматривается, как, когда и почему.
Когда это необходимо?
Эксперты указывают на различные основные требования к балансировке колес.
Это задание должно быть выполнено, когда
- При смене шин с зимних на летние (и наоборот). Балансировка обычно проводится сразу на обычной заправочной станции, где автомобиль «обнуляется» и включается в стоимость услуги. Если шина заменяется вручную, ее необходимо отбалансировать рукой.
- Если автомобиль на скорости наезжает на бордюр, лужу или бетонный полицейский. В таких ситуациях колесо редко получает необратимые повреждения. Даже самая незначительная ошибка может привести к разбалансировке колеса. Поэтому общение с шинным центром имеет большое значение.
- Каждые 15 000 км. Немногие водители преодолевают такие расстояния за год, поэтому достаточно балансировать между сезонными сменами шин. Однако есть «следопыты», которые должны выполнять эту работу дважды в год.
- Каждые 7000-8000 км — для тех, кто любит быструю и агрессивную езду.
- Перед длительной поездкой (1,5-2000 км и более) и после нее. Это требование возникает из соображений безопасности.
В чем опасность?
Что произойдет, если колеса не сбалансированы? Легко забыть, что каждое колесо имеет свой вес, давление, эллиптическую форму и дефекты. Поэтому вопрос балансировки очень важен.
Несоблюдение этого требования может иметь следующие последствия
Тормозной путь автомобиля увеличится.
Объяснение простое — площадь контакта между шиной и асфальтом уменьшается, сцепление с дорогой снижается, а безопасность движения ставится под угрозу.
Причины те же, что и в предыдущем случае.
Рулевое колесо сбито.
Дисбаланс колес передается на подвеску, а затем на рулевое колесо. Чем сильнее дисбаланс, тем больше вибраций будет ощущать водитель. Управление автомобилем в таком состоянии крайне опасно.
Ускоренный износ подвески.
Подвесные подшипники и ступицы больше всего страдают от дисбаланса (или отсутствия баланса). Дисбаланс также может повредить эти компоненты рамы. Это может привести к потере лидерского потенциала и несчастным случаям.
Это увеличивает износ шин.
Это вызывает неравномерное распределение сил и вибраций. По сути, шина «ест» с другой стороны.
Виды дисбаланса
Сегодня можно выделить два основных типа дисбаланса колес
- Статический дисбаланс. Относится к неравномерному распределению веса продукта на оси, и колесо начинает «подпрыгивать» в вертикальной плоскости. Колесная ось практически не имеет центра тяжести. Такие проблемы рано или поздно приведут к повреждению подвески.
- Динамический дисбаланс — это неравномерность на уровне колес. В этом случае есть центр тяжести, который находится на оси вращения (где он и должен быть). Разница лишь в том, что ось инерции и центр тяжести не совпадают.
Причина дисбаланса может быть связана с конструктивными особенностями колеса (неточности в рисунке протектора, положении отверстия вентиля, форме, размерах и т.д.).
Наибольший дисбаланс может быть вызван самой шиной. Она в значительной степени зависит от материала, веса и конструкции шины.
Признаки некачественной работы
Балансировка колес не всегда является правильной. Есть несколько факторов, которые могут указывать на это.
- Мастерские не производят замеры перед выполнением работ. Хорошая мастерская должна проверить проскальзывание колес и шин. Оно должно быть максимально точным, с учетом как радиального, так и бокового скольжения.
- Вся грязь и мусор должны быть удалены с шин и протектора. В противном случае операция балансировки станет совершенно бесполезной. Перед началом работы колеса должны быть тщательно очищены.
- Обратите внимание на внешний вид балансировочного станка. Если он грязный, то нельзя ожидать точных данных и качественной балансировки.
Финишное балансирование
Окончательная балансировка проводится на колесах, уже установленных на автомобиль. Преимущество этой операции заключается в том, что балансируются не только колеса, но и тормозные диски, ШРУСы, ступицы и оси.
Такой тип балансировки обеспечивает действительно плавную работу, улучшает сцепление колес с дорогой и позволяет достичь многих других положительных факторов.
Делаем работу своими руками
Для проведения балансировки необходимо подготовить специальный набор грузиков (продаются в магазинах).
Для литых и кованых колес предлагаются (и рекомендуются) балансиры, приклеенные к колесу.
Последовательность процедуры следующая.
Поднимите колесо домкратом и проверьте, легко ли оно вращается. Если есть трение, слегка ослабьте гайки ступицы. Очистите колесо от грязи и удалите все камни из протектора (они будут мешать балансировке).
Всегда проверяйте давление в шинах. Он должен соответствовать рекомендациям, приведенным в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Снимите старые балансировочные грузы.
Затем поверните колесо против часовой стрелки и дождитесь полной остановки. Теперь вы можете отметить верхнюю точку мелом (это самая простая точка).
Затем поверните колесо по часовой стрелке и снова запишите его (это тоже вверху). Между первой и второй точками находится самая легкая часть колеса.
На каждую сторону наклейте по 30-граммовому балансу.
Но это еще не все — вы также можете установить баланс на обе стороны колеса.
Поверните колесо в обе стороны и наблюдайте. Как только он остановится, вес должен снизиться. Теперь вы нашли нижнюю точку равновесия. Если вы хотите получить другой результат, используйте более тяжелые веса, но не переусердствуйте.
Как только вы этого добьетесь, переместите вес вправо или влево от последней точки. Убедитесь, что колесо останавливается в разных положениях.
Теперь перейдите к другому колесу и продолжайте в том же порядке.
Однако не все делают балансировку, но рекомендуется балансировать задние колеса, а не передние.
Как работают профессионалы?
В специализированных лабораториях балансировка колес выполняется на специальных станках с компьютерным управлением. Участие человека минимально.
Лазерное устройство определяет точки крепления и грузы, необходимые для очень точной балансировки. Данные отображаются на экране.
Это исключает все типы колес и дисков.
Вывод
Помните, что балансировка колес должна проводиться регулярно, от этого зависит техническое состояние и здоровье автомобиля.
Помните, что самостоятельная балансировка колес не даст таких же результатов. Только новейшее современное оборудование даст наилучшие результаты, а обеспечить их может только хорошая мастерская.