Термостат — это устройство, предназначенное для контроля и регулирования температуры системы охлаждения. Его назначение — ускорить прогрев двигателя после запуска и предотвратить перегрев при длительной работе.
Место установки — на верхней части двигателя, где нагретый холодильник входит в холодильник.
Существует два типа термостата, устанавливаемого на транспортное средство: мокрый и твердый.
Назначение
Термостат является одним из основных компонентов системы охлаждения. Назначение термостата — контролировать температуру и последующее перенаправление охлаждающей жидкости в больших или малых циклах.
Во время предварительного прогрева двигателя клапан находится в закрытом положении, и жидкость течет по малому кругу. В результате силовой агрегат нагревается быстрее.
При достижении желаемой температуры клапан открывается, и хладагент проходит через холодильник.
Другими словами, термостат — это специальная схема, которая поддерживает температуру двигателя в заданных параметрах благодаря правильному функционированию термостата и правильному применению фазовых переходов.
Блокируя холодильник, устройство позволяет двигателю достичь своей нормальной температуры. Это приводит к улучшению работы силового агрегата и снижению износа.
Термостатический клапан открывается при температуре 70-92 градусов Цельсия, в зависимости от конструкции термостата (используется термореактивный наполнитель) и желаемого теплового режима двигателя.
Перемещение клапана на 0,1 мм считается моментом открытия термостата. Допуск температуры открытия клапана составляет ± 2°C. Температура открытия всего клапана обычно на 12-15°C выше, чем температура начала его открытия.
В результате температура полного открытия основного клапана находится в диапазоне 82-107°C.
Затем заслонка открывается, позволяя жидкости поступать в систему.
Виды термостатов
На сегодняшний день существуют различные типы термотаторов, каждый из которых имеет свои характеристики (как эксплуатационные, так и ценовые).
Например, отечественные агрегаты стоят дешевле, в то время как немецкие агрегаты отличаются более высоким качеством, но и стоят дороже.
ВАЖНО: С 2006 года не существует производителей автомобильных термостатов! Единственный завод «Стато» поселка Ставрово Владимирской области, выпускавший с нуля термостаты для всех легковых и грузовых бытовых автомобилей, был поглощен концерном «Пламо», остановил производство, перешел на рынок и перестал заменять выпускаемые термостаты. Имя.
С тех пор появилось еще несколько «производителей», работающих по той же системе. Однако следует отметить, что единственным предприятием, которое осуществляет 100% контроль качества и имеет испытательное оборудование для контроля параметров термостата, является ЗАО «Электон» из города Радужный во Владимире.
SO -Caled Универсальные термостаты, которые могут быть адаптированы практически ко всем типам двигателей, также пользуются большим спросом.
Таким образом, основными типами термостатов являются
Самый популярный тип устройства, устанавливаемый во многие марки и модели автомобилей. Многие считают, что этот тип уже устарел и не может удовлетворить потребности двигателя. Однако это не так.
Данный тип термотатора не устарел и успешно применяется, в частности, в двигателях УМЗ 4216 (Ульяновский моторный завод). Использование термостата в качестве двухклапанного зависит от системы охлаждения двигателя.
Однако чаще всего используются двухклапанные термостаты.
2. 2-клапанные или 2-вентильные термостаты.
Эти устройства имеют много общих черт с одноклапанными устройствами. Единственное преимущество заключается в том, что они предлагают больше возможностей в отношении процесса охлаждения.
3. термостаты с электронным управлением.
Современный тип с повышенной производительностью.
Преимуществами являются повышенная точность работы и функциональность.
Эффективная работа системы обеспечивает нормальные циклы охлаждения и своевременное открытие и закрытие клапанов.
Существует два режима работы: ручной и автоматический.
Термостат с электронным управлением устанавливается только в новых автомобилях. Необходимым условием для работы системы является наличие хорошо интегрированного компьютера, который может контролировать работу устройства.
На некоторых автомобилях установлены сразу два термостата. Они устанавливаются для повышения эффективности системы охлаждения мощных двигателей, таких как двигатели производства ПАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ПАО «КАМАЗ», двигатели Тутаевского моторного завода имеют три в контуре системы охлаждения термостаты.
Устройство и принцип работы
Конструкция и принцип работы термостатов во многом зависят от типа наполнителя.
Давайте рассмотрим каждый вариант.
1. жидкостные термостаты.
Подобных устройств уже давно не существует (в стране с 1983 года), но все же обратимся к этой теме для ознакомления.
В их основе лежат латунные цилиндры. Последний содержит жидкость, состоящую из дистиллированной воды и эфирного спирта.
Цилиндр установлен на специальном штоке, а на его втором конце приварен специальный клапан.
Последний находится на сиденье и закреплен на корпусе устройства. Корпус имеет четыре окна, которые позволяют жидкости перетекать из охлаждающего рукава в насос даже при закрытом клапане.
Принцип работы термостата с жидкостным наполнением заключается в следующем.
При запуске силового агрегата клапан прижимается к седлу под действием упругой структуры нагнетателя.
В результате доступ к главному холодильнику блокируется, и охлаждающая жидкость больше не течет по большому кругу.
Охлаждающая жидкость поступает через специальное окно в насос, а затем обратно в рукав системы.
Это позволяет охлаждающей жидкости быстро достичь рабочей температуры.
Когда температура достигает 67-70°C, жидкость закипает в термостате и давление повышается.
Гофрированный цилиндр расширяется, оказывая давление на поршневой шток. Одновременно открывается клапан и закрывается окно, через которое жидкость поступает в насос.
Затем хладагент через клапан направляется в основной бак холодильника, где он охлаждается до безопасной температуры по мере распределения по трубопроводам.
Затем охлаждающая жидкость поступает обратно в насос и систему. Цикл повторяется.
2) Термостат с цельным блоком.
Он постоянно устанавливается в отечественных и импортных легковых и грузовых автомобилях.
В его основе лежит церезин (специальный воск), смешанный с медным порошком и помещенный в специальный цилиндр (из латуни или меди).
Между крышкой и валиком помещается резиновая пленка. Последний поддерживается штоком (также изготовленным из резины).
Верхний цилиндр совмещен с клапаном на седле. Под клапаном находится пружина на подковообразной направляющей, которая соединяется с корпусом (фланцем) и удерживает клапан в закрытом положении.
Во время работы силового агрегата и нагрева охлаждающей жидкости цилиндр нагревается, и температура воска внутри него повышается.
Когда воск нагревается до 65-70 градусов Цельсия, он начинает плавиться и увеличиваться в объеме.
В результате состав воздействует на мембрану, а последняя через специальный шток воздействует на клапан, который открывает его. Это создает поток нагретой жидкости в холодильник.
Клапан открывается при температуре 78-82°C. Начальная температура открытия варьируется от 70°C до 92°C с допуском ±2°C для большинства двигателей и условий эксплуатации.
При снижении температуры с 65°C до 67°C происходит обратный процесс преобразования воска — он становится твердым и его объем уменьшается.
В результате пружина открывает и закрывает проход к термостату (жидкость приводится в движение меньшими циклами). Затем хладагент поступает в насос и возвращается в систему охлаждения.
Описание и схемы работы на ВАЗ 2106, 2107, 2109, 2114
В автомобилях Ваз система охлаждения выполняет множество функций. В частности, перед насосом устанавливаются специальные двухклапанные термостаты (дополнительный и основной) с наполнителем из твердых частиц (воска).
Двигатель все еще горячий, но большая часть охлаждающей жидкости движется по маленьким кругам. Это означает, что насос системы, охлаждая силовой агрегат и цилиндры, перекрывает термостат.
Затем жидкость возвращается в насос. Кроме того, охлаждающая жидкость циркулирует через мантию впускного трубопровода и смесительную камеру карбюратора.
Если кран радиатора пассажира открыт, жидкость проходит через холодильник.
Если двигатель не прогрет до конца, т.е. температура горячей жидкости не достигла требуемой точки (90 градусов Цельсия), основной клапан частично открыт, а другой (байпасный или обводной) частично прикрыт, и часть горячей жидкости поступает в основной холодильник.
Это позволяет силовому агрегату быстрее прогреться. Как только температура достигает 90 градусов Цельсия, клапан полностью открывается, пропуская весь поток через нагревательный элемент.
Основными металлами, из которых изготавливаются элементы термостата, являются медь и латунь.
Принципы работы аналогичны тем, которые уже обсуждались выше.
Особенности проверки устройства
Сегодня существует три основных метода диагностики термостатов. Давайте кратко рассмотрим каждый из них.
- Установите двигатель и дайте ему поработать в течение 7-10 минут. Затем поднимите капот и коснитесь нижнего патрубка, идущего от холодильника. Для правильной работы устройства температура труб должна быть одинаковой. Если температуры отличаются, термостат неисправен. Однако важно понимать, что в системе могут быть воздушные карманы, которые препятствуют циркуляции жидкостей. Наличие воздушных карманов может привести к перегреву и неправильной диагностике. Неисправный термостат может быть признан дефектом.
- Расположите двигатель впереди и коснитесь трубки, по которой движется хладагент, в верхней части холодильника. Если термостат работает правильно, трубы должны быть холодными, пока двигатель не достигнет нужной температуры.
- Наиболее эффективным и сложным методом является удаление термостата. В этом случае устройство необходимо разобрать, а затем погрузить в жидкость.
Затем последний нагревается в специальном контейнере до срабатывания клапана. Однако таким образом нельзя определить температуру открытия и закрытия. В принципе, термостат можно проверить только в контейнере, но не фактические параметры.
Для определения фактического значения термостат должен быть установлен на штатив с индексом (например, ICH-10), а шток индекса должен соприкасаться с основным клапаном или другим конструктивным элементом, строго связанным с ним.
Затем температуру повышают и контролируют с помощью термометра по шкале 0,1°C, определяют открытие, соответствующее пути клапана 0,1 мм. Далее, после повышения температуры, открытие клапана определяется с помощью индекса.
- Если через 10-12 минут после зажигания двигатель не достиг температуры 90 градусов Цельсия (при условии, что температура наружного воздуха равна примерно 0), можно говорить о повреждении рассматриваемого устройства.
В большинстве случаев клапаны блокируются, и охлаждающая жидкость всегда бежит по большим кругам.
Итоги
Термостат является одним из ключевых узлов, отвечающих за качественный нагрев и охлаждение силового агрегата.
Выход устройства из строя неизбежно приводит к проблемам с двигателем и необходимости дорогостоящего ремонта.
Знание принципов его работы позволяет своевременно диагностировать проблемы и устранять их на ранней стадии. Это несложно