В гонке за экологичность повышаются стандарты на выбросы вредных веществ в атмосферу. В результате производители автомобилей вынуждены оснащать свои транспортные средства системами, снижающими эти выбросы.
Одним из наиболее распространенных способов снижения выбросов является установка каталитических нейтрализаторов на автомобили.
С одной стороны, наличие каталитических нейтрализаторов оправдано, так как они действительно могут уменьшить вредные выбросы за счет химических реакций, расщепляющих токсичные вещества на безвредные.
Однако, с другой стороны, нейтрализаторы могут быть непостоянными, и их неисправность может испортить жизнь владельцам автомобилей.
Устройство катализатора и его неисправности
Сначала немного теории о строении каталитического нейтрализатора. Устройство состоит из корпуса, внутри которого находится специальная катушка.
Катушка состоит из множества сот, часто сделанных из керамики. Вся поверхность сотов покрыта драгоценными металлами или их сплавами.
Эти металлы вступают в реакцию с токсичными элементами в выхлопных газах и нейтрализуют их.
Каталитический нейтрализатор является частью выхлопной системы и расположен сразу за коллектором.
Устройство контролируется двумя лямбда-детекторами, один из которых находится перед каталитическим нейтрализатором, а другой — за ним.
Проверяя показания этих детекторов, электронный блок контролирует работу устройства.
Конструкция каталитического нейтрализатора является слабым местом. Ячейки каталитического конуса очень малы и могут быстро засоряться.
Рассмотрим наиболее распространенную неисправность каталитического нейтрализатора.
Эта проблема часто возникает из-за использования неправильного топлива или неисправности двигателя, что приводит к утечке масла в цилиндры.
Большое количество сажи в выхлопных газах из-за неполного сгорания «плохого» бензина или наличия масла в топливе начинает оседать на стенках улья, вызывая засорение.
Катушка разрушена в результате сильного удара по телу.
Хотя эта ошибка встречается редко, она чрезвычайно опасна.
Например, удар по каталитическому нейтрализатору во время поездки в другую страну может повредить золотник. В то же время, небольшая его часть может проникнуть в головку блока цилиндров, создавая еще больше проблем и, возможно, «убивая» двигатель полностью.
Внутренние детали каталитического нейтрализатора рассчитаны на работу при высоких температурах, но если критическая точка превышена, керамическая подложка расплавится.
Это приведет к окончанию срока службы каталитического нейтрализатора.
Даже если автомобиль эксплуатируется аккуратно и заправляется высококачественным топливом, прибор в какой-то момент будет поврежден.
Дело в том, что химические реакции постепенно уменьшают слой металла, нанесенный на керамическую основу. Таким образом, после длительного использования металлический слой полностью растворится, и каталитический нейтрализатор перестанет выполнять свою функцию.
Признаки неисправностей
Если в каталитическом нейтрализаторе вашего автомобиля возникли проблемы, то на это указывают несколько признаков, и их не мало.
Первый знак.
Он также является самым очевидным — на приборной панели загорается индикатор «проверка двигателя», а сканер во время диагностики отображает код ошибки, указывающий на проблему с выхлопной системой.
Однако этот дисплей не может указать, действительно ли каталитический нейтрализатор заблокирован или заварен. Модуль полагается исключительно на лямбда-датчики, и если один из этих датчиков выходит из строя, лампа также может загореться.
Потеря динамики автомобиля на определенных скоростях. Например, при разгоне до 140 км/ч автомобиль начинает останавливаться. Затем, со временем, полоса скорости уменьшается и импульс резко падает при достижении 140 км/ч, затем при 120 км/ч и потом при 90 км/ч.
Вкратце, из-за блокировки катализатора выхлопные газы не могут полностью выйти из камеры сгорания, и часть их остается, в результате чего силовой агрегат «выталкивается».
Чем дольше соты заблокированы, тем медленнее газы «душат» двигатель.
Если не обращать внимания на это время регистрации, двигатель может не запуститься в неудобное время. Оплавление каталитического нейтрализатора имеет те же признаки, что и засорение.
Одним из наиболее очевидных признаков является разрушение катушек каталитического нейтрализатора. Когда двигатель работает, из-под автомобиля слышен дребезжащий звук.
Выхлопные газы имеют сильный запах сероводорода (также известный как «тухлые яйца»).
О других признаках неисправного каталитического нейтрализатора читайте здесь.
Способы проверки
Однако прежде чем обвинять устройство, необходимо убедиться, что проблема скрыта в нем самом.
Каталитический нейтрализатор можно проверить двумя способами: не снимая его с автомобиля и после демонтажа.
Проверьте, не снимая устройство.
Существует два способа проверить устройство, не снимая его с автомобиля: проверить выхлопную систему с помощью анализатора выхлопных газов или проверить противодавление в выхлопной системе.
Контролируемые газоанализаторы — отличный вариант, но не все станции технического обслуживания оснащены таким оборудованием. А в маленьких городах такие устройства не встречаются.
Суть этого метода — газоанализатор подключается к выхлопной трубе автомобиля и производятся измерения.
Химический анализ выхлопных газов используется для определения того, заблокирован ли каталитический нейтрализатор.
Второй метод — испытание противодавлением. Этот способ более распространен и не требует сложного оборудования.
Суть этого испытания заключается в определении давления на входе в каталитический нейтрализатор. Если он заблокирован, давление перед ним увеличивается при определенных оборотах двигателя.
Формальный способ проведения этого испытания — просверлить отверстие в трубе, заканчивающейся нейтрализатором, и сделать резьбу. Кроме того, в это отверстие вкручивается соединитель и устанавливается медная трубка.
Это необходимо для отвода тепла от выхлопной системы. К концу медной трубы прикреплен шланг, соединенный с манометром.
Как только счетчик сделан, он начинает считать. Выхлопная система проверяется во всех режимах работы двигателя, а показания манометра используются для определения блокировки каталитического нейтрализатора.
Кстати, имеется специальный набор для проведения реакции.
Этот метод немного сложнее в исполнении. Вам нужно просверлить трубу, нарезать резьбу и найти подходящую заглушку, чтобы закрыть отверстие после измерения.
Самостоятельная проверка на противодавление
Однако вы также можете проверить каталитический нейтрализатор немного проще и самостоятельно, не прибегая к услугам заправочной станции, используя метод, описанный ниже.
Поэтому вам понадобится манометр и точное оборудование для измерения давления до 1 кгс/см2. Вам также понадобится фитинг и длинный шланг.
Теперь вы можете начать считать.
- Установите автомобиль в смотровую яму и закрепите его.
- Под автомобилем открутите лямбда-датчик, установленный перед каталитическим нейтрализатором.
- Закрутите разъем на место. Важно предварительно подобрать аксессуары с правильными размерами отверстий.
- Вставьте подготовленный шланг в разъем. Немедленно закрепите зажимное соединение.
- Подсоедините другой конец шланга к разъему и закрепите хомутом.
- Попросите помощника запустить двигатель и отрегулировать обороты холостого хода. Не обращайте внимания на мигающую на приборной панели надпись ‘Check engine’ при запуске двигателя.
- Затем ассистент должен увеличить скорость до 3000 и удерживать в течение 5-7 секунд, затем снова увеличить скорость до 5000 и удерживать.
- В это время манометр будет измерять давление на входе катализатора во всех режимах работы двигателя.
Проверьте вычитанием.
Если вас не беспокоят соединения труб и т.д., каталитический нейтрализатор можно снять с автомобиля и визуально осмотреть с помощью фонаря.
Это просто — устройство разбирается с автомобиля, с одной стороны помещается источник света (лампа, фонарь), а с другой стороны можно увидеть, как соты пропускают свет.
Этот метод испытания точно показывает заклинивший каталитический нейтрализатор, но может вызвать серьезные проблемы при его удалении. Со временем крепежная гайка часто прикипает к болту, и ее бывает трудно снять.
Неотъемлемой частью каталитического нейтрализатора является кислородный датчик, который также нуждается в дополнительной диагностике — читайте подробнее о контроле лямбда-датчика.
Способы решения проблемы
Проверки каталитического нейтрализатора недостаточно. Если он заблокирован, это означает, что проблема требует решения.
Существует несколько вариантов решения проблемы
- Попытайтесь очистить или промыть прибор. Это действительно может помочь, но только в случае небольших препятствий. Если улей расплавлен, поврежден или полностью заблокирован, это не решит проблему.
- Замените нейтрализатор на оригинальный. Это самое простое, что можно сделать — снять его, установить новый и все. Единственное, что оригинальный аналог настолько дорог, что не всегда имеет смысл его покупать — всегда можно купить новый.
- Замена на универсальный нейтрализатор. Некоторые компании по производству автозапчастей и аксессуаров выпускают каталитические преобразователи, которые можно устанавливать на различные автомобили. Этот товар дешевле оригинала, но требует «обработки» при выборе и размещении.
- Замените нейтрализатор на пламегаситель. Самый простой способ навсегда забыть о проблемах с каталитическим нейтрализатором.
Методы решения проблем с каталитическим нейтрализатором варьируются от владельца автомобиля к владельцу. Однако мы показали, как управлять этим элементом различными способами и что делать в случае неисправности.