Основными признаками неисправности датчика массового расхода воздуха (также называемого расходомером или датчиком MAF) являются повышенный расход топлива, нарушение работы двигателя (потеря мощности, колебания оборотов, снижение холостого хода, холодный пуск) и другие подобные симптомы.ДПДЗ, именно поэтому этот датчик контролируется параллельно с управляются параллельно.
Чтобы точно определить причину неисправности, проведите комплексную диагностику автомобиля либо с помощью сканера (тестера), либо путем выборочной проверки датчиков, таких как расходомеры, мультиметры (вольтметры) и т.д. Эти и другие аспекты объясняются позже.
Где находится датчик массового расхода воздуха?
Датчики массового расхода воздуха устанавливаются как на бензиновые, так и на дизельные двигатели. Он встроен в систему запуска между корпусом дроссельной заслонки и воздушным фильтром и расположен в корпусе последнего.
За что отвечает?
Датчик MAF играет важную роль в формировании правильной топливно-воздушной смеси. Датчики постоянно контролируют количество воздуха, проходящего через систему впуска, и передают данные в ЭБУ.
ЭБУ использует информацию, предоставляемую расходомером и другими датчиками, для создания смеси, обеспечивающей оптимальные обороты двигателя при минимальном расходе топлива.
Другие датчики, такие как барометрическое давление и температура воздуха, также могут корректировать показания датчика MAF, но не все автомобили оснащены этими датчиками.
Если датчик MAF поврежден, контроллер определяет количество поступающего воздуха по углу наклона дроссельной заслонки. Это не гарантирует экономичную работу двигателя, но автомобиль будет продолжать работать.
Виды и принцип работы расходометров
Датчики массового расхода относятся к устройствам измерения расхода горячего воздуха.
Основные типы, используемые в автомобилях, следующие
- Типы фильмов с аналоговыми и цифровыми сигналами.
- Пропорциональные линии (нити).
- Частота ПМРВ. Он уже используется в большинстве современных автомобилей, сходящих с конвейера.
Из-за устаревшей конструкции расходомеры с трубкой Пито не рассматриваются.
Принцип работы первых двух типов схож и основан на изменении напряжения, подаваемого на нагревательный элемент (нить или пленку). Эти изменения отслеживаются ЭБУ и выполняются расчеты по формированию воздушной смеси. Смотрите далее.
Проволочные расширительные клапаны.
Используется в большинстве современных автомобилей. Основную роль в таких устройствах играют терморезистор (постоянное количество тока пропускается через две вольфрамовые или платиновые нити диаметром 0,07 мм, в результате чего происходит нагрев) и термистор (датчик температуры), предусмотренный везде.
Одна нить защищена от потока воздуха, а другая вместо этого активно обдувается и охлаждается при открытой дроссельной заслонке.
Для выравнивания температурных показаний термисторов на открытую нить подается больший ток.
ЭБУ учитывает разницу в показаниях напряжения между нитями, интенсивность охлаждения нитей и использует ее для расчета количества поступающего воздуха и, соответственно, необходимого количества топлива, подаваемого в цилиндр.
Проволочные манометры имеют ряд серьезных недостатков. Со временем они загрязняются и изнашиваются.
Для решения первой проблемы дизайнеры разработали функцию самоочистки. При остановленном двигателе нити кратковременно нагреваются (чтобы не разрядить аккумулятор) до 1000-11000C. При этой температуре все отложения сгорают.
Когда термистор изнашивается, датчик заменяется.
Пленочные расходомеры.
Эти датчики конструктивно отличаются от первых датчиков, хотя принцип работы практически идентичен.
Вместо чувствительного нитяного термистора устанавливается керамический нагреватель с платиновым покрытием или полупроводник.
Положение мембранного устройства остается неизменным, а сам керамический элемент имеет различные резонансные слои, каждый из которых выполняет свою функцию. Это датчик температуры, нагревательный элемент и два термистора.
Важным преимуществом этого датчика является то, что он измеряет температуру как отраженного, так и входящего воздуха. Устройство также не чувствительно к инфекциям.
Стоит отметить, что в современных устройствах сигнал U Exit передается не только в аналоговом, но и в цифровом виде, что ускоряет обработку данных.
Частота ПМРВ.
Этот продукт от General Motors ставится на первые ВАЗ 2109 и работает вместе с ЭБУ от 4 января. Он характеризуется надежностью и длительным сроком службы.
Принцип работы основан на изменении частоты полезного сигнала переменного тока, а не на изменении направления непрерывного тока. Если частота высокая, это указывает на высокий расход; если низкая — на низкий расход.
Основным преимуществом частотомеров является постоянная передача данных в ЭБУ в случае падения напряжения в цепи (например, плохой контакт, окисление).
Предположим, что контакты в соединении окислились. Выходной сигнал 1,02 В уменьшается и достигает, например, 0,9 В в контроллере. Это не существенно, но влияет на расход топлива в сторону увеличения.
При использовании частотных датчиков колебания напряжения вообще не влияют на работу ЭБУ. Окисление контактов никогда не изменяет частоту сигнала. Это означает, что 100% выходных данных достигают места назначения, т.е. ЭБУ.
К чему приводит неисправность?
Течь расходомера не сразу приводит к серьезным последствиям, но если проблему игнорировать, длительная работа двигателя с неправильно сконфигурированной воздушно-капельной смесью приводит к быстрому износу поршнево-цилиндровой группы, а дополнительные факторы вызывают еще больше факторов. Это также может произойти при пожаре двигателя и его «заклинивании».
Например, если в двигателе богатая смесь, двигатель быстро перегреется в результате разжижения масла.
Неисправный датчик MAF также значительно сокращает срок службы каталитического нейтрализатора, сажевого фильтра и всей выхлопной системы из-за ухудшения чистоты выхлопа.
Признаки неисправности ДМВР
Как уже очевидно из вышеизложенного материала, если ДМРВ неисправен, ЭБУ будет формировать топливно-воздушную смесь с неправильным соотношением.
Например, смесь поступает в ролик в соотношении 1:15 (выпускной) или 1:13 (богатый), хотя требуется 1:14. А при соотношении 1:5 он вообще не воспламеняется.
В результате расход расходомера может иметь следующие признаки
- Трудности с запуском двигателя (особенно в холодную погоду).
- Повышенный расход топлива.
- Обороты приостановлены на холостом ходу, автомобиль неподвижен. Поэтому холодные двигатели невозможны. После прогрева двигателя обороты скачут от 1000 до 1600 в минуту. Двигатель начинает ускоряться, и динамическая реакция исчезает.
- Автомобиль разгоняется рывком.
- Если я снижаю скорость, автомобиль выходит из строя.
- Загорается и продолжает гореть контрольная лампа двигателя.
- Быстрый перегрев двигателя.
Важно понимать, что все эти симптомы не указывают напрямую на неисправность датчика MAF. Поэтому для диагностики дисфункционального дискурса необходим комплексный подход с использованием различных методов диагностики.
Причины поломки
Ниже приведен перечень основных причин, по которым датчики MAF выходят из строя или неисправны
- Усталость термистора (взрыв) или повреждение орбитального покрытия. Это особенно актуально для моделей датчиков HFM-5. Это может быть вызвано физическим износом или внезапным отключением питания (например, повреждением генератора). Средний срок службы проводного устройства составляет примерно 150 000 км от пробега автомобиля.
- Отсутствие напряжения — обрыв сигнальных или электрических рабочих цепей, неподключенные датчики, окисление контактов.
- Дефекты в ЭБУ.
- Неправильное обслуживание. Ротаметры считаются необслуживаемыми устройствами и могут быть заменены в сборе. Однако он стоит дорого, и поэтому многие пытаются его очистить. Например, с хлопком это неправильно. Используется сжатый воздух или специальные жидкости (Carbocleaner, специальные очистители воздуха или другие очистители на спиртовой основе).
- Плевки дроссельной заслонки в результате загрязнения патрона — в этом случае датчик кажется исправным, но информация неправильно передается в ЭБУ.
- Засоренный воздушный фильтр.
Как быстро определить, что датчик неисправен?
Чтобы быстро проверить работу Smart, сделайте следующее
- Установите автомобиль впереди и прогрейте двигатель до рабочей температуры (макс. 80°C). Для ускорения процесса регулярно увеличивайте.
- Выключите автомобиль.
- Снимите клеммы с датчиков.
- Снова включите двигатель, не нажимая на педаль газа.
- Если двигатель поднимает обороты с холостого хода, а затем снова опускает, то неисправен расходомер воздуха.
Проверка и ремонт расходомера воздуха в гаражных условиях
Существует несколько простых и сложных способов диагностики датчика MAF. Каждый метод дополняет друг друга, поскольку нет уверенности, что первый контроль даст результат.
Если у вас есть автоматический сканер elm327 или другой аналог, рекомендуется начать диагностику с помощью этого устройства. Это сразу даст вам полное представление о причине проблемы, а не о том, что в ней находится DMV.
В противном случае используйте программное обеспечение «VASYA Diagnostics» для инициирования диагностики автомобиля посредством оптического осмотра, отключения питания, контроля мультиметром, использования сканера или мототестера, ноутбука. В крайних случаях может потребоваться восстановление ЭБУ. Но сначала по порядку.
Внешний осмотр.
Датчик необходимо снять и осмотреть. Это несложно сделать на большинстве современных автомобилей.
- Отсоедините кабель от отрицательного полюса аккумулятора.
- Удалите ссылку.
- Выкрутите винты.
- Снимите ванну с кабелем.
- Осторожно выдвиньте дыхательный канал наружу и снимите датчик.
Проверьте изделие на наличие случайных повреждений, посторонних предметов, грязи или конденсата. Если внутри находится мусор, это означает, что воздушный фильтр давно не менялся или имеется утечка в соединении.
Затем проверьте термистор (нить или пленку) на наличие видимых повреждений. Если он присутствует, датчик заменяется в сборе.
Если на ножках или мембране скопились катышки грязи, очистите их сжатым воздухом или специальными средствами.
Не очищайте их ватными тампонами или аналогичными методами. Механическая энергия может разрушить их.
Если на датчике обнаружены следы, проверьте, не поднят ли коленчатый вал двигателя или не заблокирован ли маслоуловитель в системе вентиляции картера под клапанной крышкой.
Выход из системы.
Этот метод уже частично обсуждался. Давайте рассмотрим его подробнее.
Дело в том, что даже при отключенном расширенном регуляторе двигатель не исчезнет, а будет работать в аварийной ситуации. Условия для этого планируются производителем ЭБУ.
Не выключая зажигания, снимите заглушку с расходомера. Установите двигатель спереди. На приборной панели появится «галочка», которую следует игнорировать.
Если двигатель раньше работал с перебоями, а теперь работает стабильно, но обороты «колеблются», проблема заключается в самом датчике, то есть последний посылает неверные данные в контроллер.
В этом режиме хорошо проехать на автомобиле несколько сотен метров.
Кроме того, датчики должны быть визуально осмотрены и измерены, как описано в предыдущем разделе.
Управление мультиметром
Чтобы контролировать большие датчики воздушного потока с помощью мультиметра, изучите расположение клемм. Это может отличаться в зависимости от марки автомобиля. Для этого найдите электрическую схему в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Например, посмотрите на этапы испытаний автомобилей Ваз 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115, Lada, Poriora, Kalina и Granta.
Большинство, если не все, оснащены датчиками Bosch, номер аксессуара 0280218037. Такой же используется на некоторых моделях Mercedes и на всех ГАЗах.
Чтобы получить доступ к кабелю, снимите защитную крышку датчика — их пять. Цвет может варьироваться, но их функции в основном одинаковы в зависимости от установки.
Последовательность от воздушного фильтра:.
- Входной кабель для ввода температуры воздуха.
- На сетевом реле — U 12 В.
- Масса.
- Питание DRMV -U 12 В.
- Желтый — это кабель выходного сигнала, идущий к ЭБУ.
Для этого необходимо снять показания напряжения.
- Откройте замок зажигания.
- Установите переключатель мультиметра на 2 или 20 В.
- Подключите ‘+’ устройства к желтому кабелю (пятый в списке), а ‘-‘ — к зеленому (третий в списке).
Нормальным считается значение U в пределах от 0,996 В до 1,02 В. В этом случае 1,02 В. В противном случае устройство необходимо заменить.
Важно: Обратите внимание, что производитель датчика определяет третий десятичный знак стандартного индикатора напряжения. Это означает, что мультиметр должен измерять с той же точностью. Однако не все устройства могут это сделать. Только самые дорогие, которые никто не может себе позволить. Измерения до второй цифры допустимы, но не дают точной картины. Именно поэтому специалисты предпочитают мультиплексоры осциллографам.
Указанные границы не случайны. Со временем, по мере износа термистора и уменьшения его толщины, сопротивление уменьшается, а напряжение увеличивается.
На основании этого можно определить, на какой стадии находится расходомер.
- Лучшие показания: 996-1.02 В.
- Удовлетворительно: 1,03 В.
- 04 В — устройство приближается к концу срока службы.
- 05V- устройство работает с перегрузкой, но если нет неисправностей, то нет причин его менять.
- U превышает 1,05 В — родеу заменяется.
В последнем случае некоторые хакеры обманывают ЭБУ — разрыв в желтом сигнальном проводе застревает в резисторе 2 KOHM, тем самым снижая напряжение до стандартного. Это помогает (потребление определенно снижается). Но как это влияет на дальнейшую работу двигателя? Тема, требующая тщательного исследования.
Чтобы проверить, изменяется ли показания интеллектуального индикатора при прохождении через него воздуха, снимите устройство, снова подсоедините штекер, включите зажигание и направьте поток воздуха на термистор со стороны воздушного фильтра.
Индикатор мультиметра должен измениться на 1,03 В.
В некоторых случаях вместо напряжения термистора измеряют сопротивление.
Однако этот метод более сложен и требует грубых стандартных измерений сопротивления при определенных температурах. Их можно найти в руководстве пользователя или специальной технической документации для конкретной марки автомобиля.
Управление автомобильным сканером
При таком методе проверки датчика MAF главное — подключиться к ЭБУ и считать коды ошибок.
Для этого вам понадобится следующее.
- Смартфон, ноутбук или планшет на базе Android или iOS.
- Программное обеспечение, установленное на вышеуказанных устройствах. Например, OpenDiag, MotorData OBD, inCarDoc, Obd Mary, Car Scanner ELM OBD2, EOBD Facile, ScanMaster, ‘VasyaDiagnost’. Зайдите в Play Маркет для загрузки.
- Контроллеры (сканеры), которые подключают смартфон или другое устройство к контроллеру с помощью каналов связи USB, Bluetooth или WI-FI.
Список популярных сканеров:.
-
– универсальный, подходит для большинства отечественных машин или Scan Tool Pro.
- Адаптер VAGCOM — для немецких автомобилей.
- Многорежимные сканеры и дилерские сканеры — используются на станциях технического обслуживания.
Пример процесса на смартфоне:.
- Загрузите и установите программное обеспечение на устройство.
- Подключите сканер через специальный диагностический канал (для каждой модели сканер может располагаться в разном месте, но обычно он находится под кабиной, рядом с водителем).
- Включите зажигание.
- Запустите программу и дождитесь завершения сканирования.
- Обратитесь к коду ошибки. P0100 указывает на проблему в цепи датчика массового расхода воздуха.
Другими кодами ошибок являются.
- P0102 — низкий сигнал во входной цепи датчика.
- p0103-Высокий уровень сигнала во входной цепи датчика.
Проверьте с помощью контроллера двигателя (осциллографа).
Этот тест обычно выполняется в специализированной мастерской, так как требуется подготовка.
Подключите контроллер двигателя к датчику и запустите двигатель. Подключение осуществляется либо напрямую, либо с помощью специального адаптера (у разных марок автомобилей могут быть разные разъемы). Все данные отображаются на ноутбуке.
Контролируемые параметры (могут отличаться в зависимости от модели автомобиля):.
- Время напряжения переходного сигнала после включения зажигания, с момента его подачи до стабилизации и возвращения к нормальному уровню. Например, значение около 1 мс считается нормальным, а 6 мс — нет.
- Поток воздуха в различных режимах работы двигателя. На холостом ходу он составляет от 3 до 5 грамм в секунду.
- Опорное напряжение датчика составляет 5 В.
Проконсультируйтесь с Васей Диагностом.
Vasya Diagnost — это реплика программно-аппаратного сканера VCDS, разработанного американской компанией Ross-Tech с использованием только русификации. Он продавался в бывшем Советском Союзе и пользуется популярностью как у профессиональных диагностов, так и у обычных автовладельцев.
Функции адаптера не описаны. Требуется отдельный обзор.
Для проведения диагностики DMV должны быть выполнены определенные условия.