Термин «европейский протокол» давно известен водителям в России, Украине и других странах СНГ.
Документ впервые появился в Европе, где записи о ДТП уже давно используются без участия полиции.
При характеристике Европейского протокола с разных точек зрения существует два определения.
- Европейский протокол представляет собой бланк, оформленный в специальной форме, который является извещением о дорожно-транспортном происшествии, в котором участвует транспортное средство. Документ заполняется участниками аварии. Европейский протокол, составленный в соответствии с правилами оформления дорожно-транспортных происшествий, гарантирует, что пострадавшему будет возмещен ущерб, причиненный по ОСАГО.
- Европейский протокол — это система принудительного оформления ДТП, которая позволяет водителям оформлять документы на месте происшествия без участия инспектора ГАИ. Сегодня Европейский протокол является основой для компенсации по ОСАГО.
Какие ДТП оформляются при помощи Европоротокола?
Для того чтобы Европейский протокол был действителен, а страховые выплаты по ОСАГО были правомочны, должны быть выполнены следующие условия
- Вы не должны пострадать в результате несчастного случая.
- В аварию вовлечены два автомобиля (без прицепов). Если в ДТП участвует более одного транспортного средства, необходимо привлечь сотрудника дорожной полиции.
- Нет ущерба другому имуществу (в том числе государственному).
- Оба водителя, оказавшиеся в центре аварии, имеют договоры ОСАГО, а сами водители зарегистрированы.
- Обе стороны пришли к согласию относительно интерпретации инцидента и повреждений автомобиля.
- Причастный водитель сознательно приступает к совершению ДТП самостоятельно, без привлечения сотрудников ГИБДД.
Обратите внимание, что европейский протокол ОСАГО должен быть составлен с согласия обеих сторон. Вопросы об обстоятельствах аварии и виновности другого водителя являются поводом для вызова сотрудника дорожной полиции для составления протокола в стандартной форме.
В чем нюансы бланка?
Европейский протокол — это форма, подготовленная для заполнения участниками уличных мероприятий.
В нем содержится информация об аварии, количестве раненых или погибших людей, транспортном средстве и сведения об участниках аварии.
Также регистрируется информация об обстоятельствах ДТП, характере повреждений транспортного средства, страховой компании КТЭО и транспортных средствах, прямо или косвенно участвовавших в ДТП.
Получение заявки — вложение = 3.
Скачайте бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии — вложение = 4.
Где выдается?
Бланк ОСАГО выдается страховщиком при заключении очередного договора ОСАГО.
Если бланк не был выдан, его можно получить отдельно. Для этого необходимо связаться со страховщиком и запросить бланк.
В крайнем случае, уведомления можно скачать в Интернете. Недостатком является то, что загруженная форма не имеет функции копирования, и две версии протокола необходимо вводить отдельно.
Некоторые утверждают, что разрешены только европейские протоколы, выданные страховыми компаниями. Однако это не так.
Опция самокопирования является необязательной. Водителю приходится заполнять эти два протокола вручную, что занимает больше времени.
Кроме того, существует риск, что страховщики откажутся платить, если будет представлен «чужой» европейский протокол. Далее они должны доказать свои права в суде.
Преимущества и недостатки Европротокола
Несмотря на положительные стороны этого нововведения, есть и плюсы, и минусы.
Преимущества включают.
- Экономьте время водителей в сложных ситуациях. Когда вызывают дорожную полицию, приходится ждать до 3-5 часов, что заставляет вас волноваться и терять много времени.
- Процесс получения денег от страховщика ответственности проще (при условии соблюдения правил, описанных ниже).
- У вас есть возможность договориться с другой стороной аварии, заполнить протокол и уехать.
Недостатки прохождения Европротеста проявляются не сразу, а только после оплаты страховки MTPY.
Стоит рассмотреть следующие ситуации.
- Автомобиль ударяется о бампер, и, на первый взгляд, повреждения незначительны. Однако при посещении мастерской выясняется, что кроме бампера повреждены и другие механизмы — нарушена целостность крепления бампера, поврежден парктроник, сломано крепление фары и т.д. В таких случаях размер ущерба больше, что создает проблемы для всех, как для виновных, так и для пострадавших.
- В случае аварии или европротокола виновник обязан проинформировать страховую компанию о сложившейся ситуации. Если это не будет сделано в течение пяти дней, страховая компания имеет официальное право потребовать компенсацию от нарушителя. Это означает, что деньги берутся у страховой компании, а не из карманов участников аварии.
- Если отчет о дорожно-транспортном происшествии заполнен и возвращен в страховую компанию, возмещение не производится. Поэтому перед принятием окончательного решения вам следует взвесить все «за» и «против».
- Инспектор может прийти и осмотреть повреждения, а затем потребовать выполнения Европротокола. Затем пострадавшая сторона может обратиться в страховую компанию, доказав, что ущерб превысил допустимые пределы. Чтобы избежать подобных проблем, не стоит слушать инспектора, так как он не может оценить степень повреждения автомобиля.
- Если протокол о ДТП заполнен неправильно или не подписан участниками, документ будет аннулирован, и компенсация не будет выплачена. Иногда преступник совершает преднамеренную «ошибку», и вы должны лично проверить каждый шаг.
Условия оформления аварии и обязательства виновной стороны
Основные требования для использования Европейского протокола следующие
- Вы должны использовать ручку, чтобы напечатать необходимую информацию на втором экземпляре. Использование карандашей или гелевых ручек не допускается (они со временем выцветают).
- Графика должна быть разборчивой и напечатанной.
- Записи следует делать с осторожностью. Не рекомендуется использовать пятна и исправления.
- Если на бланке нет места, необходимо использовать отдельный лист бумаги. В этом случае в основном Европейском протоколе будет сделана пометка о наличии приложения. В верхней части чистого листа написано «Приложение», что указывает на эмитента.
У виновника аварии есть особые обязательства при заполнении европротеста.
- Участвуйте в заполнении отчета о несчастном случае вместе с пострадавшим.
- Внесите необходимую информацию (на обратной стороне) на его/ее лист Eurobox.
- Отправьте личный экземпляр в страховую компанию (по адресу, где груз указан в страховом полисе). Срок доставки — до 5 дней с момента аварии. Ранее.
- Не ремонтируйте и не утилизируйте автомобиль в течение 15 дней после аварии (за исключением праздничных дней). Это делается для того, чтобы страховая компания могла осмотреть автомобиль и оценить степень ущерба.
- В течение пяти дней (если требуется) предъявить транспортное средство страховой компании для осмотра.
Лимиты и ограничение платежей
Существуют некоторые ограничения на выплаты, которые необходимо учитывать при подготовке уведомления.
Например, если ДТП произошло без участия сотрудников ГИБДД, сумма к выплате составляет 25 000 рублей.
В августе 2015 года в Закон об ОСАГО были внесены изменения, увеличивающие сумму выплаты по Европейскому протоколу до 50 000 рублей.
Правила заполнения последовательности Европротокола и системы ДТП.
Уведомление выполняется в следующей последовательности.
- Используются только ручки (как указано выше).
- Оба водителя участвуют в завершении оповещения. Каждый гид заполняет информацию в своей личной колонке. Не имеет значения, какую колонку выбирает каждый водитель.
- Спина заполняется отдельно каждым участником (виновником и нарушителем). На первой странице содержится общая информация, например, дата и время происшествия и сведения об участниках. Дополнительная информация касается страховой компании, свидетелей, характера ущерба и обстоятельств происшествия.
Особое внимание следует уделить пункту 14, в котором приведен перечень повреждений автомобиля и нюансов. Здесь важно быть кратким и четко сообщать о дефектах. Допускается наличие таких дефектов, как деформация, царапины и вмятины.
В пункте 16 оба участника с каждой стороны сообщают об обстоятельствах аварии и фиксируют маневрирование транспортного средства.
Здесь стоит обратить внимание на следующие моменты
- Парковка не прекращается. Многие отмечают, что если автомобиль останавливается на светофоре, то это остановка (на минимальное время), а не парковка.
- Если один автомобиль обгоняет другой во время смены полосы движения, стоит отметить оба пункта — и обгон, и смену полосы движения.
4. по завершении работы две копии должны быть разделены.
5.Оба участника должны расписаться на лицевой стороне Евротокола. Важно убедиться, что каждый водитель подписал две версии протокола, а также личную часть документа.
При составлении европолиса необходимо учитывать и многие другие моменты.
- Если уведомление не содержит достаточной информации, или введенная информация неразборчива, страховщикам придется собирать необходимую информацию лично. Это повлияет на условия платежа, а в некоторых случаях и на сам платеж.
- Информация должна быть введена точно, без ошибок и исправлений. Если в колонке нет информации, указывается буква Z.
- В случае внесения изменений, исправления допускаются, но вместе с обязательным примечанием участника.
- Если другой водитель отказывается подписать европейский протокол или заполнить его вместе, необходимо вызвать сотрудника дорожной полиции. В противном случае документы будут аннулированы и не будут приняты страховой компанией.
Пункт 17 — Особое внимание следует уделить обстоятельствам несчастного случая. Указывается следующая информация
- Контуры дороги, с обязательным указанием названия дороги, улицы и т.д.
- направление движения каждого задействованного транспортного средства и конечное положение транспортного средства; и
- Дорожные знаки, светофоры, дорожная разметка и объекты, которые могут каким-либо образом повлиять на интерпретацию события.
Подтверждение точности внесенных данных — подписи участников аварии, размещенные внизу объявления.
Ответы на вопросы
Как действовать после несчастного случая во время реализации Европротокола?
Если участник происшествия решил провести мероприятие с использованием извещения, стоит выполнить следующие шаги
- Позвоните по номеру страховой компании и заявите о событии.
- Вместе со вторым участником мероприятия внесите необходимую информацию в протокол и подпишите лицевую сторону объявления. Затем отчет разделяется на два экземпляра, каждый из которых остается у правонарушителя и жертвы. При этом не имеет значения, какая версия получает.
- Заполните обратную сторону Европейского протокола (каждый участник выполняет эту работу самостоятельно). Обратная сторона имеет следующий вид
- В течение часа после происшествия сделайте необходимые фото- и видеосъемки и запишите координаты места происшествия. Это правило является обязательным во всех областях, где существуют ограничения по оплате.
- Если есть свидетели происшествия, необходимо записать информацию о них (личные и контактные данные).
После этого водитель имеет право покинуть место происшествия.
Что вы должны делать после заполнения европейской декларации о несчастном случае? Когда крайний срок подачи заявок для страховщиков?
Два экземпляра европейского бланка ОСАГО должны быть представлены страховщику в течение пяти рабочих дней со дня ДТП.
Потерпевшая сторона должна также направить личный экземпляр вместе с заявлением о выплате компенсации по ОСАГО на ремонт автомобиля. Уведомление осуществляется заказным письмом или прямым факсом.
Имею ли я право покинуть место ДТП после оформления Европротокола?
Если извещение оформлено в соответствии с правилами, а участник ДТП согласен с информацией, содержащейся в документе, и подтверждает этот факт своей подписью, ему не обязательно оставаться на месте происшествия. Однако не забудьте уведомить свою страховую компанию об аварии.
Имеет ли право виновная сторона оспорить подписанный протокол ОСАГО?
Дорожные условия бывают разными, и главная проблема для водителей — незнание правил дорожного движения.
Поэтому при заполнении протокола «пострадавшая сторона» могла указать другую часть происшествия как «виновную», а другая часть согласилась с этим утверждением.
Однако «виновник» возвращается домой, пересматривает факты и понимает, что он — жертва. Возможно ли в таких обстоятельствах изменить текущую роль и оспорить декларацию?
Практика показывает, что это трудновыполнимо. Это связано с тем, что система «Европолит» укореняется в России, а законодательство все еще находится в стадии разработки.
Когда в закон об ОСАГО будут внесены поправки, появятся соответствующие сведения. Пока же на этот вопрос ответить невозможно.
Требуются ли аварийные комиссары при составлении извещений о дорожно-транспортных происшествиях?
Они считали, что наличие аварийного комиссара при оформлении аварии является преимуществом, поскольку ускоряет обработку информации на месте происшествия.
Если участники аварии не вызывают инспектора, они могут потребовать прибытия аварийного комиссара. Аварийный комиссар может разъяснить любые неясности и помочь с регистрацией. Конечно, эта услуга не бесплатна.
На практике ситуация обстоит иначе. Водители, которые не намерены тратить время на ожидание инспектора, не захотят ждать аварийного комиссара.
Суть протокола ОСАГО заключается в упрощении процесса и решении проблем на месте.
Поэтому потребность в аварийных комиссарах снижается с каждым годом. В то же время страховщики (даже если такая услуга существует) не вызывают аварийного комиссара.
Важные моменты
Европротокол и КАСКО.
Многие страховщики не предлагали европейский протокол для получения выплат КАСКО.
В данном случае вызов инспектора и официальная запись события на дороге были обязательны.
Кстати, именно по этой причине потребовалось так много времени, чтобы Европейский протокол стал частью принятой системы.
Однако с 1 октября 2014 года использование технологии протокола Европола в ОСАГО и КАСКО является обязательным.
Верховенство закона об ОСАГО с точки зрения «Европейского протокола» (2014).
Протокол Европола и бесконтактные дорожно-транспортные происшествия.
Бесконтактная авария — это авария, в которой один водитель вызывает ухудшение состояния другого водителя, в результате чего другой водитель попадает в аварию, которая впоследствии приводит к повреждению имущества (личного или третьих лиц). Сами автомобили не «встречаются» друг с другом.
В этом случае нецелесообразно использовать Europrocall, так как объявление о ДТП может быть заполнено только в том случае, если в ДТП участвуют два транспортных средства. Здесь такая ситуация не встречается.
Кроме того, если ситуация проясняется на этапе экспертизы, может потребоваться заключение трассологической экспертизы.
Схема также должна быть составлена сотрудником дорожной полиции на месте.
Мы надеемся, что это поможет вам понять, что такое взрывчатые вещества и как их использовать.