Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда после запуска двигателя встроенный компьютер или одно из устройств начинает сигнализировать о том, что аккумуляторная батарея перезаряжена.
Последствия могут быть разными и зависят от того, насколько напряжение в лодке превышает номинальное.
Незначительное увеличение параметра может оказать негативное влияние на аккумулятор (кипение и последующее испарение электролита), а напряжение от генератора, значительно превышающее норму, может повредить прибор.
В любом случае, завышенные тарифы — это явление, которое необходимо устранить. В противном случае это отрицательно скажется на сроке службы батареи и прибора.
В следующем разделе анализируется, почему генераторы переменного тока дают повышенное напряжение 16,17 вольт в сети автомобиля, почему возникают скачки U и как их устранить.
Схема подзарядки АКБ
Для общего понимания причин перезарядки сначала рассмотрим схему зарядки аккумулятора. Разные автомобили имеют разную конструкцию, но общий принцип конструкции одинаков.
Эта схема включает в себя следующее
- Генератор.
- Выпрямительный блок (диодный мост).
- Реле регулятора.
- Ящик безопасности.
- Выключатель зажигания.
- Индикаторы контроля заряда.
- Аккумулятор.
Система зарядки работает следующим образом. В качестве примера можно привести ВАЗ 2106 и другие «классические» автомобили ВАЗ.
- После запуска силовой установки коленчатый вал начинает вращать ротор генератора через приводной ремень, вырабатывая электроэнергию для установки.
- Поскольку генератор переменного тока автомобиля является устройством переменного тока, вырабатываемая энергия поступает на выпрямительный блок, где переменный ток преобразуется в постоянный.
- После выпрямительного блока питание поступает на регулятор напряжения. Регулятор напряжения отвечает за поддержание напряжения в заданном диапазоне.
- После регулятора цепь проходит через блок предохранителей, выключатель зажигания, лампочку индикатора заряда, возвращается к клеммам генератора и затем к аккумулятору.
Подробная схема цепи показана ниже.
Особенности работы цепи или почему может прыгать напряжение генератора
Приведенная выше схема является общей и не содержит деталей, но ее достаточно, чтобы понять, как все работает. Теперь перейдем к особенностям функции зарядки аккумулятора.
Поскольку сам генератор не может регулировать параметры вырабатываемой электроэнергии, выходное напряжение генератора изменяется (скачет) и сильно зависит от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки на цепь автомобиля.
Другими словами, перезарядка батареи, по сути, всегда присутствует, пока генератор вырабатывает электроэнергию.
Для зарядки аккумулятора необходимо подать на него напряжение, немного превышающее собственный номинал аккумулятора. Входное напряжение батареи варьируется от автомобиля к автомобилю, но обычно находится в диапазоне от 13,9 до 14,5 В.
Это напряжение, при котором батарея может быть «заряжена». Если напряжение низкое, аккумулятор заряжен; если напряжение высокое, аккумулятор перезаряжен. Обе ситуации оказывают негативное влияние на аккумулятор.
Генераторы обеспечивают более высокое напряжение, а для поддержания напряжения в нужных пределах в схему включается регулятор напряжения.
В некоторых моделях этот элемент включен в конструкцию генератора, либо совмещен со щеточным узлом (наиболее распространенная конструкция), либо является отдельным узлом (например, семейство ВАЗ Классика).
Фактически, регулятор напряжения является единственным элементом, который обеспечивает правильное напряжение в автомобиле и позволяет избежать перегрузок, учитывая нагрузки, создаваемые в сети автомобиля при активной работе потребителя электроэнергии.
Причины перезаряда и повышенного напряжения в бортовой сети автомобиля
Неисправные регуляторы напряжения являются наиболее распространенной причиной перегрузки батареи.
Из-за повреждения этот блок перестает выполнять свою функцию и «пропускает» через себя все напряжение, вырабатываемое генератором в цепи автомобиля, которое может достигать 16 или 25 В. Конечно, электрические устройства автомобиля не рассчитаны на такую тенденцию, поэтому элементы построенной сети начинают гореть.
Отказ регулятора может быть частичным или полным. В первом случае изделие продолжает выполнять свою функцию, но «передает» значение, немного превышающее требуемое (например, 16 вольт).
В этом случае перегрузку батареи можно определить только с помощью счетчика батареи или встроенного компьютера. Потребители электроэнергии фактически не «страдают» от такой тенденции, но даже такая тенденция оказывает негативное влияние на батарею — в непрерывном процессе батарея «закипает» и разрушается.
Однако при полном повреждении регулятора напряжения высокие показания (выше 16 В) начинают тушить потребителя. Сначала сгорают лампы и предохранители, затем другие устройства. Значительное повышение артериального давления может стать причиной возгорания электропроводки.
Отказ реле не представляет большой опасности для судоводителей, за исключением аккумуляторов, но его не следует игнорировать, так как в любой момент он может перерасти в полный отказ.
Поскольку регулятор напряжения является единственным элементом, предотвращающим перегрузку аккумулятора, многие водители заменяют этот узел, как только обнаруживают высокое давление в сети автомобиля.
Проблема остается, потому что не всегда можно просто установить новый регулятор. Конечно, в этом случае под подозрение попадает генератор переменного тока. Это устройство может фактически стать перегруженным, если произойдет повреждение моста или обмотки или повреждение арматуры в раме.
Пожалуйста, прочитайте: напряжение генератора автомобиля, холостой ход и нагрузка.
Однако не следует сразу заменять или ремонтировать генератор, если замена реле-регулятора не помогла.
ВАЖНО: Часто причиной перегрузки батареи является недостаточный контакт проводки цепи зарядки батареи (см. выше).
Причина этого очень проста. Вместо окисления контактов имеется резистор, который регулятор напряжения «воспринимает» как нагрузку на построенную сеть. Это может произойти, например, в блоках предохранителей.
Чтобы компенсировать это и предотвратить падение напряжения, регулятор начинает «пропускать» более высокие значения, тем самым обеспечивая высокое давление на батарею.
Поэтому первое, что необходимо проверить при поиске причины перегрузки батареи, это
- Реле регулятора.
- Цепь зарядки (все соединения).
- Вик.
Затем, и только затем, снимите и продиагностируйте генератор переменного тока.
Диагностика реле-регулятора
Проверка регулятора напряжения на перегрузку аккумулятора не является сложным процессом и может быть выполнена самостоятельно с помощью мультиметра.
Контроль заключается в измерении напряжения на клеммах аккумулятора при различных способах работы электростанции. Это означает подключение щупа мультиметра к клемме, измерение напряжения на холостом ходу, затем на средней и высокой скорости.
Нормальными считаются тенденции 13,2-14,0 В в режиме IDLE, 13,6-14,2 В на средней скорости и до 14,5 В на высокой скорости.
Если цена превышает указанное значение, проверьте и очистите контакты зарядной цепи и повторите процедуру снова.
Если чистка не помогла, проверьте реле по отдельности (сняты с автомобиля), но требуют регулируемого напряжения питания (можно использовать зарядное устройство) и обычной лампы 12 В.
Суть проверки заключается в следующем. Подключите «отрицательный» кабель от зарядного устройства в корпусе, а «положительный» кабель — к клемме регулятора. Лампа установлена на графитовой щетке (полярность не имеет значения).
Во время тестирования сначала установите напряжение источника на 12,7 В, при этом лампа должна загореться. Постепенно увеличивайте цену до 14,5 В. При достижении этого значения неисправный регулятор становится активным, и лампу следует очистить.
Если оно продолжает превышать 14,5 В, устройство неисправно и подлежит замене.
Добираемся до места ремонта
Наконец, вам необходимо обратиться в ремонтный участок, чтобы узнать, что делать, если вы обнаружили перегрузку в дороге.
Если напряжение не превышает 15 В, можно смело продолжать движение, но не давать высоких скоростей и постараться максимально сократить количество включенных электропотребителей (оставить только необходимые).
Если перегрузка серьезная (>16 В), можно начать с ослабления напряжения на движущейся ленте генератора. Это приведет к снижению производительности (ремень будет изнашиваться сразу).
Если ремень не подается свободно, а напряжение продолжает расти до высокого уровня, можно отключить генератор (отсоединить кабель от генератора). В этом случае встроенная сеть монтируется только от аккумулятора.
Если аккумулятор полностью заряжен несколькими сотрудниками, он может проехать 70-90 км, после чего аккумулятор необходимо полностью зарядить с помощью зарядного устройства.