Сегодня мы обсудим такое неприятное явление, как черный дым от выхлопных газов автомобилей, его причины и возможные последствия, а также способы устранения проблемы.
Один из главных сигналов проблем с двигателем
Как показывает наш опыт, выхлопные газы могут быть одним из первых признаков, предупреждающих о наличии проблемы в системе привода, даже если другие признаки еще не обнаружены. Одним из таких сигналов является черный дым, выходящий из выхлопной трубы.
Цвет выхлопа также может отличаться. Синий, серый или белый, но об этом позже.
Любой двигатель, дизельный или бензиновый, также может производить черный дым, но в первом случае есть свои нюансы.
Почти все дизельные агрегаты имеют черные выхлопные газы. Это естественное явление, обусловленное особенностями работы двигателя при запуске и в первые несколько минут после него.
При больших нагрузках также возможно появление дыма из этих труб. Особое внимание на это следует обратить в грузовиках.
Однако следует обратить внимание на двигатель, так как этот оттенок предназначен только для дизельных двигателей, работающих в определенных условиях, а не если дым такого цвета наблюдается на многих режимах.
Для бензиновых двигателей наличие черного дыма из выхлопных газов всегда указывает на неисправность двигателя.
Причины черного дыма
Существует множество причин этого явления, и практически невозможно сразу сказать, почему двигатель «дымит».
Однако у всех у них есть причина — что-то, что не сгорает полностью в цилиндрах двигателя.
Это может быть просто часть топлива, которое карбонизировалось и превратилось в сажу, а затем попало в атмосферу, или это может быть постороннее вещество, попавшее в цилиндр и не сгоревшее полностью.
Но что не горит в цилиндре — нужно знать.
Основными источниками черных выхлопных газов являются
- Очень низкое качество топлива. Эти виды бензина и дизельного топлива менее эффективны и поэтому не сгорают полностью, что приводит к образованию большого количества сажи в выхлопных газах.
- Выход из строя системы снабжения. В результате топливо не подается и поступает в цилиндры в больших количествах (относится к системе питания карбюраторных двигателей).
- Неисправность инжектора. Это приводит к тому, что топливо не распыляется, а капает (часто встречается в дизельных двигателях и автомобилях с инжекторами).
- Повреждение датчиков системы впрыска, особенно датчиков впрыска топлива. Это позволяет большому количеству бензина бесконтрольно поступать в цилиндры.
- Использование топлива с высоким содержанием присадок, для которых силовой агрегат не предназначен.
Как видите, основная проблема с черным дымом из выхлопной трубы кроется в системе питания, но это не всегда так.
Повышенный расход топлива, потеря мощности и трудности с запуском двигателя являются дополнительными признаками того, что проблема находится в топливной системе.
Однако причиной черного дыма может быть не только неисправность топливной системы двигателя, но и неисправность механизма газораспределения и зажигания.
В любом случае, черный дым является неисправностью двигателя и может привести к серьезным проблемам.
Сажа, образующаяся при неполном сгорании топлива, не полностью выводится из цилиндров, но часть ее оседает в цилиндре и разрушает компоненты в цилиндре (инжекторы и свечи зажигания).
Он также значительно засоряет выхлопную систему. А если автомобиль оснащен каталитическим нейтрализатором, то на первых этапах он будет «страдать» от отложений сажи.
Ниже мы рассмотрим причины черных выхлопных газов на примере нескольких моделей. Информация будет обобщена только для дизельных двигателей, так как специфических различий между моделями этого типа двигателя нет.
Читайте также о причинах черных свечей зажигания.
Дизельный двигатель
Таким образом, при работе дизельного двигателя из дымохода выходит черный дым. Это нормальное явление, если двигатель только что запущен. Силовая установка не нагревается, и воздух поступает в цилиндры холодным. Поэтому смесь с топливом получается неполной, и часть топлива просто сгорает.
Как только температура в цилиндре повышается, сгорание завершается, и эффект должен исчезнуть.
При больших нагрузках в цилиндр попадает большое количество топлива, но оно не всегда воспламеняется, и двигатель «дымит». Однако при умеренных нагрузках не должно быть черного выхлопа.
Однако если дизельный двигатель постоянно производит такие выхлопные газы, необходимо выяснить причину неисправности.
Часто причиной является недостаточная подача воздуха в цилиндры. В результате образуется смесь топлива и избыточного концентрата, что приводит к появлению черного дыма.
Виновником является очень грязный воздушный фильтр.
Неисправности компонентов клапанов и механизмов ГРМ также могут быть причиной черного выхлопа. В частности, неправильная синхронизация клапанов препятствует подаче нужного количества воздуха, что приводит к образованию высококонцентрированной смеси.
Качественное сгорание топливной смеси возможно только при хорошей компрессии, так как в этом двигателе смесь воспламеняется от сжатия.
Сильный износ цилиндропоршневых групп может привести к постоянному выхлопу двигателя.
Кроме того, износ блока цилиндров позволяет части масла попадать в камеру сгорания, что только усиливает «дым».
В дизеле это явление также может быть вызвано неправильной синхронизацией впрыска дизельного топлива относительно положения поршня, так называемый угол подачи топлива.
Копоть из трубы в карбюраторном авто
Перейдем к автомобилям с карбюраторным источником питания, таким как ВАЗ-2106.
При запуске двигателя вы не должны замечать черного дыма — белый дым является нормальным, но в некоторых случаях опасным.
Если из дымохода выходят черные выхлопные газы, это первый признак того, что регулировка карбюратора, особенно положение винта количества и качества, неисправна.
В результате карбюратор подает больше топлива, чем необходимо.
Опять же, это может быть связано с засорением воздушного фильтра, но в карбюраторной системе это является дополнительной проблемой.
Изношенные поршневые штоки являются одной из наиболее распространенных причин черного выхлопа. В результате износа масло попадает в цилиндр и образуется дым.
Недостаточное положение распределительного вала в сочетании с задержкой зажигания также может вызвать проблемы.
Инжектор
Перейдем к системам питания инжектора. Примером может служить автомобиль ВАЗ-2109. Здесь нет карбюратора, но инжекторы могут выйти из строя при повышенной подаче топлива.
Датчики топливной системы также могут быть неисправны.
Другие причины появления черного дыма из трубы такие же, как и в ВАЗ-2106.
На всех типах двигателей причиной может быть неисправный фланец головки блока цилиндров.
Однако это повреждение связано с возгоранием масла, так как черный дым является результатом неисправности, когда имеется разрыв между магистралями подачи масла в цилиндр и головку цилиндра.
Выявление и устранение неисправности
Из-за особенностей работы дизельной топливной системы невозможно самостоятельно полностью определить причину появления черного дыма. Все, что вы можете сделать, это проверить и заменить топливный и воздушный фильтры и измерить компрессию.
Если это не поможет, а показания компрессии в норме, вам остается только обратиться к хорошему топливному механику для проверки контртопливного насоса и форсунок.
С карбюраторным автомобилем все гораздо проще.
Вам не нужен испытательный стенд. Чтобы точно определить причину, начните с воздушного фильтра и свечей зажигания.
Следует заменить фильтр и провести визуальный осмотр свечей зажигания. Большие зазоры между штырями могут быть дополнительным источником черного дыма.
После оценки состояния свечей зажигания стоит проверить систему зажигания на наличие контактных точек и правильность установки всех соединений.
Далее проверяются зазоры клапанов, затем сам карбюратор.
Помните, что износ двигателя также может стать причиной появления черного дыма. Измерение компрессии в цилиндрах не является проблемой.
Что касается инжектора ВАЗ-2109, то независимо от него можно управлять только системой зажигания и компрессией в цилиндрах.
Эта автоматическая настройка выполняется по таймеру стиральной машины, поэтому проверить зазоры клапанов или отрегулировать правильные зазоры в гараже невозможно.
Что касается инжекторов, то проблемы, связанные с датчиками, можно обнаружить только с помощью специального сканера и устранить путем замены поврежденного датчика, в то время как неисправности инжекторов затем специально промываются и регулируются.
Подводим итоги
Появление черного дыма из выхлопной трубы указывает на неправильную работу некоторых систем двигателя.
Однако регулярное техническое обслуживание силового агрегата может значительно сократить время, необходимое для устранения неисправностей.
Например, своевременная замена фильтров, регулировка клапанов и контроль момента зажигания могут уменьшить количество неисправностей, связанных с управлением топливной системой и показаниями компрессии.
Если все показатели системы питания и состояния двигателя в норме — поврежден только фланец головки блока цилиндров. Читайте о других причинах выхлопных газов.