Обслуживание автомобильного кондиционера необходимо — оно не только обеспечивает стабильную и бесперебойную работу, но и гарантирует долговечность устройства.
Появившись в 1930-х годах, автомобильные кондиционеры уже стали неотъемлемой частью систем вентиляции и отопления большинства марок.
Их работа заключается в поддержании постоянного уровня воздуха в салоне автомобиля без запахов, влаги и прохлады.
Необходимо уделять особое внимание обслуживанию и уходу за системой кондиционирования воздуха, так как могут возникнуть непредвиденные неисправности.
Принцип работы
Система кондиционирования воздуха автомобиля работает, используя энергию двигателя внутреннего сгорания от приводного ремня.
Некоторые компоненты могут отличаться от марки к марке, но общий принцип работы в основном одинаков.
Когда устройство запускается, включается электромагнитная муфта, и стальной нажимной диск примагничивается к шкиву. Движение шкива обеспечивается ремнем.
Внутри компрессора газ фреон сжимается и нагревается перед подачей в конденсатор, где происходит обратный процесс и он охлаждается.
Обратите внимание, что компрессоры могут протекать и шуметь, что может снизить эффективность.
Своевременное обслуживание автомобильного кондиционера может помочь избежать (или устранить) это явление.
Охлаждение заменяется конденсацией, и хладагент становится жидким на выходе.
В ресивере-осушителе, где фреон поступает на следующий этап, из компрессора удаляются грязь и продукты износа.
Далее он проходит через терморегулирующий клапан и испаритель в автомобиле и выдувается из испарителя вентилятором.
На этом этапе хладагент возвращается в газообразное состояние и возвращается в компрессор.
Чтобы контролировать работу системы и избежать неисправностей, которые можно устранить только при надлежащем обслуживании системы кондиционирования автомобиля, на отдельные компоненты устанавливаются датчики.
Помимо мониторинга оборудования, его можно отключить при необходимости.
Основные процедуры обслуживания и правила эксплуатации автокондиционера
Известно одно правило: срок службы устройства напрямую зависит от соблюдения правил эксплуатации.
Это относится и к теме данной статьи. В случае серьезных нарушений правил эксплуатации даже полное обслуживание системы кондиционирования автомобиля не всегда помогает, и устройство подлежит замене.
А это всегда стоит дорого, как по деньгам, так и по времени. Вы можете избежать этого, просто следуя нескольким рекомендациям.
Чтобы кондиционер работал эффективно, люк в крыше (если есть) и все окна должны быть плотно закрыты.
Если вам необходимо охладить салон автомобиля за короткое время, оставьте двери автомобиля открытыми на несколько минут для проветривания, плотно закройте их и нажмите кнопку для включения кондиционера.
Время работы кондиционера.
Для предотвращения пересыхания, повреждения некоторых компонентов и внезапных утечек кондиционер должен работать не менее 15 минут каждый месяц (даже зимой).
Это позволяет циркулирующему в системе маслу в сочетании с хладагентом смазывать все компоненты, которые в этом нуждаются, тем самым снижая риск повреждения и необходимость обслуживания кондиционера.
Чтобы уменьшить помутнение стекол автомобиля, кондиционер и радиаторы должны работать одновременно, создавая осушитель.
Однако это обычное явление возможно только в том случае, если система кондиционирования воздуха автомобиля позволяет это сделать.
Для более экономичной работы системы и снижения расхода бензина необходимо выбрать подходящий хладагент. Для автомобилей, построенных после 1990 года, оптимальным вариантом является R -12 (CFC), а также более новая модель R134A (HFC).
Однако их не следует использовать одновременно, поскольку они имеют разную конфигурацию и требуют разного давления для правильной работы.
Также не используйте R134A для заправки старых моделей автомобилей и R-12 для заправки более новых автомобилей. Это может привести к серьезному повреждению шлангов, что приведет к утечкам и, как следствие, к внеплановому обслуживанию кондиционера автомобиля.
Для защиты службы устройства и поддержания необходимого уровня давления хладагент следует заправлять не реже одного раза в 1-2 года.
Замена масла должна производиться примерно в одно и то же время.
Узнайте больше о том, как собрать собственную систему кондиционирования воздуха.
Диагностика и управление кондиционером.
Для своевременного выявления проблем и неисправностей стоит самостоятельно контролировать автоматический кондиционер и проводить полную диагностику хотя бы раз в год.
Рекомендуется включить слив и заправку необходимым количеством хладагента, проверку всех возможных утечек, откачку воздуха из системы и замену компрессорного масла.
Лучшее время для этого — весна, период после долгой зимней паузы.
Своевременная очистка и промывка радиаторов от дорожной грязи, насекомых и тополиного пуха поможет избежать засорения и блокировки воздушного потока.
Засорение между холодильником кондиционера и охлаждением двигателя имеет место, даже если внешне это никак не проявляется.
Все довольно просто: если работающий кондиционер функционирует нормально, а при выключении перестает охлаждать воздух в гостиной, значит, нарушение воздушного потока является критическим.
Засорение сливной трубы.
Закупорка дренажной трубки испарителя также является результатом отсутствия надлежащего обслуживания кондиционера.
В этом случае конденсат, который течет вместо того, чтобы покинуть скважину, накапливается в ней.
Последствия включают заметное ухудшение контроля влажности воздуха, а также неприятные запахи, вызванные вспышками бактерий.
Своевременная антимикробная обработка испарителя, дезинфекция и замена салонного фильтра защищают легкие водителя и пассажиров автомобиля от различных вредных веществ.
К ним относятся уличная пыль, продукты сгорания топлива, грязь, сажа и различные другие загрязнители воздуха.
Фильтры необходимо менять примерно два раза в год, а испарители необходимо обрабатывать специальным консервантом раз в пять лет.
Всегда проверяйте крышку сальника после каждого обслуживания кондиционера.
Если такой возможности нет, рекомендуется прикрыть дверь любым доступным способом. Изоляционная лента для предотвращения загрязнения.
Неисправности: общие и встречающиеся в моделях различных марок
Среди распространенных проблем, связанных с большинством систем кондиционирования вентиляции и отопления, конденсатор (охладитель кондиционера) занимает первое место, независимо от марки и производителя.
Во время активной эксплуатации загрязнения после пропитки различными химикатами упорядоченно скапливаются во всех возможных местах.
Их постоянное присутствие вызывает процессы разрушения металла (алюминиевые компоненты) и коррозии (электронные компоненты устройства). Внешне это может быть не заметно, но копни чуть глубже — и все повреждения налицо.
Со временем (в случае кольцевых прокладок) или из-за утечек (в трубах или уплотнениях), трещин или других повреждений происходит разгерметизация. Причиной также могут быть незначительные несчастные случаи.
Электрические повреждения почти всегда вызваны ослаблением или разрушением контактов из-за попадания грязи или воды в область проводки.
Системы также могут быть заблокированы из-за попадания в устройство грязи или пыли. При возникновении такого рода неисправностей необходимо полностью промыть систему, а также заменить все масло.
Проблемы с воздушной заслонкой могут быть вызваны неисправным электроприводом или засоренным воздушным фильтром в салоне.
Помимо общих ошибок, существует также несколько ошибок, характерных для конкретного бренда.
Больные места кондиционеров по маркам автомобилей
У моделей Audi возникают проблемы со шлангами конденсатора и напорной магистрали, которые могут сгнить в месте расположения пластиковых лопастей.
Кроме того, нередки случаи износа шлангов и «залипания» компонентов.
Мерседесы часто страдают от протекающих конденсаторов и вращающихся алюминиевых задних труб.
Кроме того, высоковольтные преобразователи в некоторых моделях начинают выходить из строя, раскалывая смотровое стекло в приемнике-осушителе и вызывая утечку фреона.
Основной проблемой Nissan является трубопровод и конденсатор, расположенный рядом с ресивером осушителя.
Кроме того, подшипники шкива компрессора все чаще не выпускаются.
В Opel все проблемы — в компрессоре. Некоторые модели протекают из-за неправильно расположенных заливных отверстий, другие имеют поврежденные радиаторы (чаще всего из-за гниения подводных труб) и электромагнитные муфты, третьи — некачественные уплотнения.
Самой большой проблемой автомобилей Volkswagens является сходство между конденсатором и заглушкой буксировочной проушины.
Нередко, помимо основной неисправности, возникают дополнительные неисправности, связанные с буксировкой автомобиля за компонентами кондиционера.
Наиболее распространенными физическими неисправностями являются проблемы с трубами между ресивером-осушителем и расширительным клапаном и повреждение расположенных на них датчиков.
Слабыми местами в кондиционерах Volvo являются конденсатор и трубы, а также испаритель и трубы, ведущие к нему.
Все они подвержены сильной коррозии и нуждаются в частой замене.
В моделях Mitsubishi напорные трубы от конденсатора к ресиверу-осушителю и от ресивера-осушителя к терморегулирующему клапану полностью проржавели.
При длительном простое может наблюдаться заедание компрессора и расширительного клапана.
Mazda оснащает свои автомобили трубами, холодильниками и деталями, которые быстро изнашиваются.
У большинства автомобилей Renault есть проблема — испаритель. В течение нескольких лет его соединение полностью прогнило, что привело к протечкам.
Поэтому все автомобили нуждаются в техническом обслуживании, включая обслуживание автомобилей, пусть даже очень дорогих, от надежного производителя.